Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
ІХ. Монашеский именослов
(особенности иноческих имен)

1. Иноческие имена имеют свои особенности и часто легко опознаются как таковые. В настоящее время монахам принято давать р е д к и е имена, т. е. имена малоизвестных святых
(которых нет в обычных святцах)1. Иначе говоря, монахи могут получать имена, которые, как правило, не даются при крещении, в частности, ветхозаветные; примером могут служить
имена Авель, Мелхиседек, Израиль, Иезекииль, Аарон, Закхей,
Сиф, Иисус (в честь Иисуса Навина)2, а также такие имена, как
1
Тот же принцип прослеживается у старообрядцев-скрытников, которые перекрещивают приходящих к ним, давая им нарочито редкие имена. В 1980-е гг. в селе Нюхча (Беломорского р-на Архангельской области)
одному из авторов настоящей работы довелось повстречать Градиславу
Васильевну Полузерову, бывшую скрытницу: она была крещена по-скрытнически в Данилове (Ярославской обл.), училась в скрытнической школе,
после чего вышла замуж и скрытницей быть перестала. На мой вопрос, откуда у нее такое имя, она отвечала: «Дали по Прологу (при крещении),
княжна какая-то». По-видимому, имеется в виду Городислава, в иночестве
Евдокия, — сестра Евфросинии Полоцкой, о которой упоминается в житии св. Евфросинии (см. о Городиславе / Градиславе: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 352, 527).
2
Например: Иезекииль Княгинецкий (ок. 1550–1621; см. выше,
§ ІV–1), Иисус Анзерский (1635–1720; см. выше, § VIII–1), Сиф Гамалея (игумен Выдубицкого Михайловского монастыря в 1764–1767 гг.),
Израиль Звягинцов (архимандрит Троицко-Сергиевой пустыни близь