Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Специфика свидетельств о предсмертном постриге у мирян

217

Еще одно косвенное подтверждение тому, что свидетельство
Татищева об отказе Ивана III от предсмертного пострига, возможно, не лишено достоверности, усматривается в Житии Иосифа Волоцкого, из которого видно, что практика предсмертного
пострижения (членов династии) и в других случаях вызывала
протест со стороны великого князя. В житии, составленном Саввой Черным, содержится подробный рассказ о последних днях
и кончине удельного князя Ивана Рузского, сына Бориса Васильевича Волоцкого († 1494 г.). Князь Иван внезапно заболел
(по летописным данным — на свадьбе своего старшего брата Федора Борисовича, † 1513 г.) и велел в спешном порядке отвезти
себя в Волоколамский монастырь к своему крестному отцу Иосифу Волоцкому. Этому желанию воспротивились некие князья
и бояре (вероятно, из ближайшего окружения Ивана Борисовича), и решение было отдано на откуп Ивану III. По словам агиографа, тот распорядился отвезти Ивана Борисовича в Иосифов
монастырь, но при этом запретил постригать князя:
И дрьжавный повелѣ воли егѡ [Ивана Борисовича] быти,
токмѡ приказа: аще восхощетъ во иноческїи образъ, никакоже семꙋ попꙋщенꙋ быти, и игуменꙋ Iѡсифꙋ запрети царскымъ своимъ прещенїемь, понеже єще юнъ єсть (Невоструев, 1865, с. 31)24.
4. Пострижение в великую схиму мирян предполагало предварительное пострижение в схиму малую25. В случае необходи24
Сколько лет было Ивану Борисовичу к моменту кончины в 1503 г.,
в точности не известно, однако в 1497 г. он вместе со старшим братом
Федором обменивался наследственными селами с Иваном III, а в 1500 г.
уже участвовал в военных походах против литовцев (Экземплярский, II,
с. 362–363). Считается, что князь Иван умер в 20-летнем возрасте (ср.:
Казаков, 2015, с. 5, примеч. 6); этот возраст, разумеется, никак не мог
служить препятствием для пострижения в монашество.
25
В Требнике 1639 г. говорится: «Аще ли же мирскїи ч[е]л[овѣ]къ,
или жена къ смерти бꙋдꙋтъ, и восхощетъ кто пострищисѧ в малый и великїй