Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
120

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

2. Существовали и другие способы выбора иноческого имени.
Вот как описывается, например, пострижение старообрядческого епископа Геронтия Лакомкина (1872–1951) — к тому времени он был уже священником, и мирское имя его было Григорий:
По прибытии в Нижний Новгород, во вторник, было совершено пострижение о. Григория в иночество. О наречении имени тянули жребий, имя было предложено от епархии — Герман, а от о. Григория — Гурий, и от владыки
Иннокентия — Геронтий. Все три имени были записаны
на бумажке, свернуты, перемешаны, положены на святое
Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский (в миру Иродион Иванович Соловьев, 1799–1884), при принятии великой схимы стал
Иоанном в память о своем отце (см.: Кочетов, 2009, с. 292–295). И в этом
случае желание, надо полагать, было заявлено будущим схимником, и ему
пошли навстречу.
Не исключено, что в Древней Руси была возможна ситуация, когда
одно и то же иноческое имя повторялось в нескольких поколениях. Так,
дьяк Елеазар Иванович Цыплятев († ок. 1546 г.) принял постриг с именем Евфимий, при этом, очевидно, принималось во внимание созвучие крестильного и монашеского имени. Его сын, Иван Елеазарович († 1567 г.),
был пострижен незадолго до смерти с тем же именем Евфимий. Равным
образом, имя Евфимий получил в монашестве, насколько мы знаем, и сын
Ивана Елеазаровича, Иван Иванович (Сахаров, 1851, с. 62, 63, 84). Если
показания источника верны и не содержат ошибки, то в двух последних
случаях иноческое имя выбирается не по созвучию с крестильным, будучи
обусловлено, по-видимому, семейной традицией.
Отметим в этой связи, что в Древней Руси известен случай, когда одно
и то же иноческое имя повторяется в нескольких поколениях. Так, дьяк
Елеазар Иванович Цыплятев († ок. 1546 г.) принял постриг с именем Евфимий, при этом принималось во внимание созвучие крестильного и монашеского имени. Его сын, Иван Елеазарович († 1567 г.), был пострижен
незадолго до смерти с тем же именем Евфимий. Равным образом, имя Евфимий получил в монашестве и сын Ивана Елеазаровича, Иван Иванович
(Сахаров, 1851, с. 62, 63, 84). В двух последних случаях иноческое имя
выбирается не по созвучию с крестильным, и, по-видимому. было обусловлено в какой-то мере семейной традицией.