Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
VІ. Как выбиралось имя при пострижении:
формальные основания выбора

1. По крайней мере с XV в. монахам обычно дается имя, начинающееся на ту же букву, что и то имя, которое носил постригаемый в миру (например: Александр — Амвросий; Никола —
Никодим; и т. п.)1; иногда совпадение наблюдается в конечной
или каких-то других буквах. Иначе говоря, доминирующим
принципом является сохранение какой-то буквы мирского имени, причем, как правило, это начальная буква2. В церковной литературе можно встретить упоминание о «древнем обычае давать
иноку имя, которое бы или начальными, или конечными буквами, или и теми и другими, напоминало постригаемому о прежнем
мирском его имени» (К вопросу об именах..., 1897, с. 411)3. Ранее, однако, дело обстояло иначе.
См. перечень примеров для XVII в.: Белокуров, I, с. 82.
Так, например, в 1580-е г. дьяк Дмитрий Лапшин принял постриг
в Иосифо-Волоколамском монастыре с именем Никодим (Дмитриева,
1988а, с. 197). Можно предположить, что при этом обыгрывалось созвучие Димитрий — Никодим (для типологических параллелей см.: Литвина
и Ф. Успенский, 2006, с. 31–70). Димитрий — церковнославянская форма имени Дмитрий.
3
В нач. 1970-х гг. один из авторов настоящей работы побывал
в Войновском беспоповском монастыре в Польше и встречался с игуменьей
(к тому времени единственной постриженной монахиней) матерью Антониной, мирским именем которой было Наталия (Наталия Кондратьева,
1890–1972). Иноческое имя на вторую букву, пояснила она, не дожидаясь
1
2