Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
128

VІІІ. Выбор схимнического имени

с приделом, посвященным этому святому. Его отец, Михаил
Александрович Сибиряков, был известным благотворителем, который жертвовал деньги на нужды Вознесенского монастыря,
где в свое время жил Иннокентий Иркутский и где находились
его мощи. В 1872 г. на деньги М. А. Сибирякова была возведена часовня Иннокентия Иркутского. Судя по всему, Иннокентий
Михайлович Сибиряков был крещен в честь этого святого6.
Таким образом, у нас есть основания полагать, что в великой схиме у Иннокентия Сибирякова был т о т ж е н е б е с н ы й
п о к р о в и т е л ь , что и в крещении.
В одном случае мы точно знаем, что дело обстояло именно
таким образом. Так, Гавриил Михайлович Зырянов (преп. Гавриил Седмиезерский, 1844–1915) был крещен во имя архангела
Гавриила; 13 августа 1874 г., в день памяти Тихона Задонского он был пострижен в малую схиму с именем Тихон в честь этого святого; в 1892 г. он принял великую схиму с именем Гавриил в честь архангела Гавриила, вернувшись таким образом как
к своему крестильному имени, так и к своему небесному патрону
(см.: Липаков, 2005).
По аналогии можно предположить, что то же имело место
и в других рассмотренных случаях: к своему небесному покровителю вернулись в великой схиме не только Гавриил Зырянов
и Иннокентий Сибиряков, но также и царевна Софья Алексеевна, Иоанн Попов, Варлаам Ванатович и другие поименованные
выше лица.
3. Известны случаи, когда в новое время при пострижении в великую схиму имя вообще не меняется, т. е. сохраняется
прежнее иноческое имя, полученное в малой схиме. Как мы уже
говорили, до реформ патриарха Никона и раскола Русской церкви такая практика была общим правилом (см. § IV–2). В новое
6
Т. С. Шорохова (1995, с. 9) пишет: «родители дали ему имя первого епископа Иркутского, святителя Иннокентия», но не ссылается при
этом на источник этих сведений.