Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
Указатель имен
Среди имен христианского происхождения (календарных) различаются мирские и иноческие (монашеские) имена. В свою очередь мирские имена подразделяются на крестильные и домашние. Под «домашними» именами (название условное) понимаются, таким образом,
календарные имена, которые люди носили в дополнение к именам крестильным (часто это имя святого, чья память на день рождения того
или иного лица). Так, у Ивана III, который в крещении был Иоанном,
было еще одно имя — Тимофей.
Иноческие (ил, что то же, монашеские) имена подразделяются на
рясофорные, малосхимнические (мантийные) и великосхимнические;
последние могут называться просто схимническими.
Если мы не знаем или не хотим уточнять, какое мирское имя имеется в виду, мы пишем в указателе «мир.», не уточняя, является ли оно
крестильным или домашним.
Равным образом, если мы не знаем или не хотим уточнять, какое
монашеское имя имеется в виду, мы пишем в указателе «мон.», не уточняя, является ли оно рясофорным, малосхимническим или великосхимническим.
В указателе используются следующие сокращения:
ап. — апостол
архим. — архимандрит
библ. — библейский
вел. кн. — великий князь
гипот. — гипотетически реконструироемое имя
дом. — домашнее имя