Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
9. Некоторые обобщения

77

Таким образом, у этой княгини было одно монашеское имя,
Феодора. В ряде источников со всей определенностью говорится,
что она перед смертью приняла великую схиму36, но мы можем
утверждать, что ее иноческое имя при этом не поменялось, т. е.
она скончалась как схимница Феодора.
Перед нами еще одно свидетельство того, что в Московской
Руси при постриге в великую схиму сохранялось прежнее монашеское имя.
Вывод о том, что в Древней Руси при принятии монашеских обетов имя, как правило, изменялось один раз (независимо от степеней посвящения), избавляет нас от произвольных догадок, основывающихся на возможности отождествления людей
с разными именами (см. Экскурс ІІI).
9. Подведем некоторые итоги. Как мы видели, принятый сейчас обычай изменять имя каждый раз при постриге — когда крестильное имя меняется при постриге в рясофор, имя, полученное
в рясофоре, меняется при постриге в малую схиму (в малый иноческий образ), а это имя меняется, в свою очередь, при постриге
в схиму великую (в великий иноческий образ), — представляет
собой новое для Руси явление. Этот обычай почти неизвестен
в Московской Руси до сер. XVII в. и приходит туда как под греческим, так и под юго-западнорусским влиянием. И в Юго-Западной Руси он появляется в XVI–XVII вв. — непосредственно
родившись в день этой святой. В Синодике Спасо-Преображенского собора Нижегородского кремля (XVIII в., рукопись Нижегородской областной
универсальной научной библиотеки) под 21 августа указана память «благовѣрной и великой кн[ѧ]гинѣ Вассѣ во схимонахинѧхъ Феодѡрѣ» (Тихон
Затёкин, 2013, с. 26).
36
О том, что княгиня Василиса «преставися... въ черницахъ и въ
скимѣ», сообщают Рогожский летописец (ПСРЛ, XV, 1922, стлб. 132)
и Львовская летопись (ПСРЛ, ХХ/1, 1910, с. 198). В Синодике Спасо-Преображенского собора Нижегородского кремля (XVIII в., рукопись
Нижегородской областной универсальной научной библиотеки) о ней говорится как «во схимонахинѧхъ Феодѡрѣ» и упоминается гроб «иноки
схимницы ϴеодѡры» (Тихон Затёкин, 2013, с. 26, 25).