Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

187

(ранее Дамаскина) и Симеона Шмигельского (ранее Сисоя),
был выходцем из Юго-Западной Руси, где сохранялась связь
с греческой церковной традицией. У греков имя могло меняться
при епископской хиротонии55 и, в частности, при поставлении
в патриархи (следует иметь в виду, что в свое время в Византии
епископы обычно не ставились в патриархи — таким образом,
поставление в патриархи было сопряжено с епископской хиротонией; ср.: Б. Успенский, 1998, с. 347–366)56.
8. После пострига монах обычно оказывается носителем
по меньшей мере двух имен — мирского (крестильного) и иноческого (лишь в редких случаях эти имена совпадают, см. выше, § V–1,
2). Но в каком отношении находятся эти имена? как они распределяют свои функции? Могут ли монаха называть мирским (крестильным) именем и какое значение имело такое наименование?
При формальном расстрижении монах лишается иноческого
имени, и ему возвращается мирское имя.
Так, в 1689 г. Сильвестр Медведев (в миру Семен Агафонович Медведев, 1641–1691) — известный книжник и справщик московского Печатного двора — за участие в заговоре
55
Это случилось, например, с Дионисием Закинфским (Дионисием
Новым, 1547–1622): при поставлении в епископа Эгинского в 1577 г. он
изменил монашеское имя Даниил на Дионисий, в честь Дионисия Ареопагита (см.: Луховицкий и Артюхова, 2007, с. 341–342).
56
Так, Иоанн ХІІ (1204–1303) был поставлен в патриархи константинопольские из монахов, причем его монашеским именем было Косма;
в день посвящения он был переименован в Иоанна. Согласно Пахимеру
(«О Андронике Палеологе», ІІ, 28), Косма принял новое имя, так как было
предсказано, что вновь избранный патриарх будет носить имя Иоанн (см.:
Пахимер, ІІ, с. 185–186); не обязательно, однако, соглашаться с этим объяснением. Равным образом переименован был и константинопольский патриарх Арсений (1254–1260, 1261–1265): его крестным именем было Георгий, монашеским — Геннадий, епископским и патриаршим именем стало
Арсений (см.: Тальбот, 1991, с. 187).
Ср. о переименовании императоров в Византии: Б. Успенский, 1998,
с. 271, примеч. 24.