Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
136

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

следует упомянуть Ольгу — по свидетельству Арсения Элассонского († 1625 г.), это имя приняла при постриге в 1605 г. Ксения, дочь Бориса Годунова (Дмитриевский, 1899, с. 99; Арсений Елассонский, 1998, с. 177)9. Остается только догадываться,
не обусловлен ли выбор имени Ольга в качестве монашеского
тем обстоятельством, что ее отец был носителем «русского» княжеского имени Борис10.
2. Новые иноческие имена появляются при патриархе Никоне (их появление определяется грекофильской ориентацией
последнего) и вызывают резкий протест со стороны его оппонентов. К таким именам относятся, в частности, имена Серафим
и Херувим: по свидетельству современников, эти имена давал
Никон своим постриженникам.
Так, протопоп Аввакум писал в Первой челобитной царю
Алексею Михайловичу (1663–1664 гг.):
[Никон] невидимыхъ небесныхъ силъ имена своим бѣшеным чернчишкамъ, ругательства ради, Херувимъ и Серафимъ, на претыканіе и соблазнъ вѣрнымъ, подавалъ, паче
же Церкви (Аввакум, 1927, стлб. 739)11.
9
О постриге Ксении Годуновой говорится в «Новом летописце», однако ее иноческое имя здесь не приводится (ПСРЛ, XIV, 1910, с. 66).
В переписке царевна-инокиня именуется Ольгой Борисовной (см. ниже,
§ Х–1).
10
Вместе с тем, выбор монашеского имени для Ксении Годуновой соответствует принципу давать имя по букве, поскольку имя Ольга было подобрано, скорее всего, не к канонической, а к разговорной форме имени
Ксения — Оксинья (ср. в этой связи § VI, примеч. ??).
Нельзя не отметить, что приблизительно в эту же эпоху Ольга появляется в качестве мирского (крестильного?) имени — так была наречена,
например, дочь князя Федора Ивановича Мстиславского, умершая в младенчестве в 1609 г. (Мятлев, 1915, с. 313, прилож. I; А. Алексеев, 2006,
с. 90; ДРВ, XIX, с. 385; ср.: Раевский, 1957, № 49).
11
Ср. во Второй челобитной Аввакума к царю (1664 г.): «И небесныхъ силъ имена своимъ бѣшеннымъ чернчишкамъ, ругателъства ради,