Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
86 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. Духовникъ является въ древней Руси свидѣтелемъ доброй жизни вѣру¬
ющаго. Вопросъ о нравственной пригодности выбраннаго прихожанами
кандидата на священную должность и о канонической безпрепятственности
къ этому (см. 4 пр. Кирилла Алекс.) рѣшался прежде всего духовнымъ
отцомъ его. Послѣдній удостовѣрялся въ той и другой при помощи испо¬
вѣди и становился поручникомъ за своего сына не только въ нравствен¬
номъ смыслѣ, но и въ юридическомъ—не предъ Богомъ только, но и
предъ церковью. Въ одномъ древне-русскомъ правилѣ говорится поэтому
о поставленіи попомъ покаяльнаго сына во дьяконы1). Испытаніе ста-
влениковъ чрезъ исповѣдь появляется первоначально въ греческой
церкви ранѣе к. XI в.2) Русскія данныя на этотъ счетъ также очень
древни. Владимірскій соборъ, перечисливъ препятствія къ прохожденію
священной должности не только священника и діакона, но и причетника,
опредѣляетъ: „Да кто свободенъ будетъ отъ всѣхъ сихъ винъ порученіемъ
отца духовнаго, понеже и поручиться 7 попъ инѣхъ съ прочими добрыми
свѣдители, да поставятъ и“3). Поручителями ставленика здѣсь являются
кромѣ духовника семь священниковъ и добрые свидѣтели. То же опредѣ¬
леніе повторяетъ митр. Фотій, значительно его разъясняя въ практической
сторонѣ, но отчасти измѣняя. Фотій предписываетъ, чтобы при поставленіи
священника присутствовалъ его духовный отецъ, знающій жизнь ставленика
отъ юности и всѣ^ грѣхи его, большіе и малые. Шесть (а не семь) свя¬
щенниковъ также должны пріѣзжать, но ради далекаго разстоянія могутъ
присылать грамоту съ печать ми - ручательство о ставленикѣ4). Въ случаѣ, х) Тексты, XIX, 164. Другое правило имѣетъ въ виду случай паденія кандидата
уже послѣ исповѣди: „Аще дьякъ по покаяньи блудъ створить, не станетъ попомъ4*.
Тексты, IV, 13; XIX, 17. Можетъ быть, какъ догадывается Голубинскій (Исторія, I, і2,
465), это свидѣтельствованіе происходило заблаговременно, иногда задолго до поставленія.
Выписанная статья не позднѣе пол. XII в. Другая статья, неизвѣстная по происхожденію, гла¬
ситъ: „Аще кто пріидетъ на іерейство добрѣ и извѣстнѣ, да истязаемъ будетъ той и
отедь его духовный: аще точію единой будетъ женѣ законнѣ Мужъ, а ино ничто же не
обрящется въ немъ скверно,—ни вторая жена ни мужеложество, къ тому же быти ему
мудру и разумну, смирену и кротку, и въ книгахъ доволну, то таковый да свидѣтели
ствуется и да воеходитъ на іерѣйство. Аще ли же сіа не суть въ немъ, то не иерей
Божій будетъ таковый, но врагъ Божій. Тѣмже горе будетъ и сему и оному, свидѣтел-
ствовавши его на іерейство**. Соловед. Кормчая 1493 г., л. 466 об. 2) Первое свидѣтельство объ этомъ Никиты Ираклійекаго XI—XII в. А. Павловъ,
Сборникъ неизданныхъ иам. визант. церк, права, СПБ. 1898 г., 22. Ср. Номоканонъ
при Б. Требн., 331—832. Лроф. Алмазовъ едва ли справедливо относитъ кт. ХПІ в.
появленіе предварительной исповѣди предъ хиротоніей, какъ общаго обычая. Но названный
ученый справедливо разсуждаетъ о несоотвѣтствіи такой исповѣди ни формальнымъ
требованіямъ отъ нея ни внутреннему ея существу: исповѣдь здѣсь является способомъ
негласнаго дознанія о нравственныхъ качествахъ лица, поставляемаго въ клиръ, и тайна
.ея отчасти нарушается. Тайная иен,, П, 419—420. 3) Р. И. Б. VI, 91. Эти семь послуховъ, повидимому, явились изъ обычнаго права.
Въ др.-русскомъ Поученіи о благоустройствѣ семейной жизни съ именемъ Василія Вед.
дается совѣтъ распоряжаться наслѣдствомъ „предъ седмію послухи**. Пр. Соб. 1858, III, 511. 4) „А пріѣздили бы къ тебѣ, пишетъ онъ Тверскому ед. Иліѣ въ 1422 году, тѣ
ставленикы изъ тѣхъ дву властей (Тверской и Новгородской епархій) кто же съ своимъ