Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. 169 кающагося, „аще мощенъ есть", налагалась „прошву силѣ его“, „непротиву
грѣху, но по силѣи, для людей несвободныхъ или больныхъ она ослабля¬
лась на половину1). За исполненіемъ епитиміи наблюдалъ, конечно, ду¬
ховный отецъ. Ея употребленіе онъ долженъ былъ возвести въ педаго¬
гическую систему,—начать съ болѣе легкой, чтобы развить нравственныя
силы духовнаго сына, и потомъ врачевать совѣсть уже предписанной епи-
тиміей2). Поэтому на „новопокаявшихся^, т.~е. первый разъ подвергшихся
„великой епитиміи" за тяжкій грѣхъ, налагалась въ древней Руси срав¬
нительно легкая 40-дневная епитимія3). Употреблялась у насъ въ древности и, видимо, нерѣдко и публич¬
ная епитимія какъ остатокъ строгой древне-церковной дисциплины.
Уставъ Іоанна Постника предписываетъ тяжкимъ грѣшникамъ прихо¬
дить жъ церковнымъ службамъ въ храмъ, а на литургіи исходить изъ
церкви „отъ оглашенныхъ" и стоять предъ церковію4 5). Русскія и отчасти
южно-славянскія правила повторяютъ это предписаніе0). Нѣтъ сомнѣ¬
нія, публичныя епитиміи существовали въ древне-русской церковной прак¬
тикѣ и притомъ до самаго конца XVII вѣка. Постороннимъ наблюдате¬
лямъ, каковы были иностранные писатели о Россіи XVI и XVII стол.,
онѣ напоминали суровыя епитиміи первобытной христіанской церкви6). 1) Поученіе Иліи, 3; Алмазовъ, III, 130; ср. 269, 109, 123, 139, 145.
Тексты, ХЬѴІІ, 65—66; XXXIV, 142—143: „оиитомие приятп комуждо проткну силѣ
своей съ разсмотреніемь коегождо грѣха". Поученіе Иліи, 18. Р. И. Б VI, 58; ср. 846. 2) Алмазовъ, III, 144, 269. 3) Тексты, XXXI и ХХХП; Замѣтки, §§ 34 н 35. 4) Заозерскій и Хахашжь, Номоканонъ Іоанна Постника, 63. 5) Тексты, XIX; 12. „Не буди же вы тяжько, чада, хотящимъ покаатися, аще
которааго церкви отлучить на мало время внѣ стояти. Тако бо уставъ отъ Бога есть
предавъ и отъ св. Апостолъ и преподобныхъ Отець". Поученіе о исповѣданіи. Вел. Ч.-
Минеи, вын. VIII, 1979. „Тож избыти грѣха лише во опнтемьи: исходить исъ церкви
отъ оглашеніи и отъ евангеліа и нроскуры не лети, ш кутьи, не (чит. ни) доры до новелѣніа
отца своего". Поученіе отца духовнаго исиовѣдающенуся. Алмазовъ, Ш, 244; ср. 269.
„Разумѣйте, како держати дѣти духовныя: кого отлучити отъ. Тѣла и Крови Господни,
кою ли охъ оглашенныхъ, на колико время". Епископское поученіе собору епархіальнаго
духовенства. Р. И. Б. VI, 114. Въ Чиновникѣ Новгор. Софійскаго собора (изд. Голуб¬
ята, М. 1899 г., 158) чтеніе нѣсколько иное: .. .. „Тѣла и Крове Господня, кого ли
отъ церкви, кого ли отъ оглашенныхъ"... 6) ІІернштегтъ свидѣтельствуетъ: „церковная ештшія налагается у нихъ довольно
часто и бываетъ почти столь же строга, какъ въ первобытной церкви". Донесеніе о
Московіи 1575 г., пер. гр. Бутурлина. Чт. О. Й. и Др. 1876, II, 5. Мейсрберъъ назы¬
ваетъ еяитемію, налагаемую русскими духовниками „по древнему греческому, обычаю*,
„суровой, долговременной". Путешествіе въ Московію 1661 г. .Чт. О. И. и Др. 1873,
Ш, 101. Олеарій, неречисляя епитиміи, налагаемыя русскимъ священникомъ, говорить
между прочимъ: „либо же, наконецъ, тоже на извѣстное время воспрещаетъ ему входъ
въ церковь и велитъ стоять въ ней только на паперти передъ дверьми". Путеш. Ад.
Олеарія въ Москву, р. нер., 358. „На другихъ налагается такая епитимія, описываетъ
Летрей, чтобы они не смѣли ходить въ церковь, стояли бы внѣ ея передъ дверями и
окнами во время обѣдни, пока не получатъ прощенія въ грѣхахъ". Описаніе вел. кня¬
жества Русскаго. Чт. О. И. и Др. 1867, II, 435. Герберштейнъ смѣшиваетъ, вѣроятно,