Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
146 ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДР1ШІЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 1. Въ рукописи XIII стол. сохранилось Посланіе духовнаго отца
къ сыну, повидимому, только что выбравшему его себѣ „въ отсчьство".
Оно надписывается: „ Отъ грѣшною Георгія чериоризця Эарубьскыя пещеры потѣнье къ духовному чаду “1). Духовный сынъ (его имя въ рукописи не разобрано) былъ юноша, принадлежалъ къ богатому классу; умѣлъ
читать и нечуждъ былъ любознательности. Георгій, повидимому, не былъ
образованъ. Избраніе въ вожди своей юности его, простого старца, въ
глазахъ послѣдняго было дѣломъ смиренія духовнаго сына. Оно напоми¬
нало зарубскому иноку великое смиреніе Господа, Царя царствующихъ,
Который пришелъ не къ властелинамъ, не къ философамъ2), не къ краси¬
вымъ лицомъ, а къ убогому пустыннику, голодному и полураздѣтому
(Предтечѣ) и преклонилъ ему Свою главу. Но, очевидно, у Георгія было
опасеніе, что его „возлюбленное" и „сладкое" чадо ненадежно, можетъ
его покинуть для болѣе образованнаго учителя. И онъ выясняетъ свою
исключительность въ дѣлѣ духовнаго руководства сына и безповоротность
его рѣшенія въ выборѣ духовнаго отца. Если тотъ ищетъ спасенія, а не
одного словоизлитія отъ духовнаго отц&, то не долженъ искать учителя
кромѣ него грубаго, такъ какъ онъ можетъ сказать все нужное для того,
чтобы спастись. Если же по гордости онъ обратится къ другому учителю,
то однимъ этимъ грѣхомъ погубитъ свою душу3). Вслѣдъ за этимъ излагаются
нравственныя наставленія—памятованіе о смерти и загробномъ воздаяніи; ука¬
зываются добродѣтели: страхъ Божій, любовь и смиреніе, милостыня нищимъ,
заступленіе вдовъ и сиротъ, равная любовь ко всѣмъ и храненіе дружней
тайны; осуждаются пороки: клятва, зависть и смѣхъ. Но съ особенной
настойчивостью духовный отецъ запрещаетъ своему юному сыну увеселе¬
нія, велитъ бѣгать „скомороха, сла то чьхаря и гудця и свирця" и пе
вводить ихъ въ домъ свой, потому что любящій эти забавы—язычникъ
и не имѣетъ ничего общаго съ христіанами. Онѣ краса и радость бѣся¬
щихся отроковъ. Христіанскія гусли, разсуждаетъ духовный отецъ,—пре¬
красная доброгласная псалтирь, пѣснь словословія, соединяющая насъ съ
ангелами. Потребности духовнаго сына въ весельи и утѣхѣ могутъ удо¬
влетворить животворныя книги, повѣсти о святыхъ мужахъ: объ ихъ ученіи,
дѣлахъ и страданіяхъ. Читая эти книги, онъ будетъ подражать пчелѣ, х) Посланіе или „Повчѣнъе“ издано Срсзнсвскимъ, Свѣдѣнія и замѣтки, I, 54 — 57;
ср. 77. Издатель высказалъ догадку, что памятникъ можно относить къ домонгольскому
времени, но по соображенію недостаточно твердому,—потому именно, что Посланіе не
упоминаетъ о великомъ бѣдствіи Руси. Но въ этомъ личномъ письмѣ весьма есте¬
ственъ и пропускъ объ общественномъ бѣдствіи. Можно только сказать, что памятникъ
не позднѣе XIII в. По другому списку XVI в. одъ изданъ проф. Владыміровымъ
въ Нт. въ Истор. Общ. Нестора Лѣтопг., 4, Кіевъ, 1890, стр. 135, 140—142.—Замѣчанія
о Посланіи см. у Голубинскаго, Исторія, I, 12, стр. 826, нрим., и донолн. стр. 946. 2) Въ Посланіи Климента Смолятича пресвитеру Ѳомѣ подъ именемъ философіи разу¬
мѣется. искусство толковать эсотерически Священное Писаніе. Ііроф. В. К. Никольскій,
О дитер. трудахъ м. Климента Смол,, 124. Георгій но причисляетъ себя къ философамъ
въ этомъ, вѣроятно, смыслѣ слова. 3) Подлинныя слова Посланія мы приводили раньше, стр. 51 и нрим. 4.