Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
50 ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЕ И, БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. нику. И духовныя дѣти признавали себя обязанными исполнять волю своего
духовнаго отца: временнаго духовника они должны были принять себѣ;
стѣснялись нарушить отеческую волю даже въ томъ случаѣ, если она не была
имъ пріятна,, если, напримѣръ, новый отецъ, завѣщанный умиравшимъ, былъ
имъ неугоденъ. Никому не порученныя духовныя дѣти отца, ушедшаго далеко,
чувствовали себя осиротѣлыми и не знали, могутъ ли они итти на исповѣдь къ
другому. Приходилось имъ разъяснять, что они свободны въ томъ и въ другомъ
случаѣ, я покаяніе бо вольно есть% другими словами, что власть духовника не
должна нарушать другой принципъ въ строѣ покаяльной семьи—свободу
выбора духовнаго отца себѣ1). Мы уже видѣли примѣры передачи духов¬
ныхъ дѣтей въ древне-русскихъ обителяхъ: тамъ ея источникъ2). Но этотъ
многознаменательный обычай жилъ и въ мірской покаяльной семьѣ на Руси
до самаго XVIII в. О немъ хорошо знаетъ Посошковъ. Онъ совѣтуетъ
своему сыну, если тотъ овдовѣетъ, будучи священникомъ, немедленно итти
въ монастырь. „Оставь мірское житіе и врученное ти стадо отдаждь иному
пастырю. И отдаждь ихъ не просто, не яко наемникъ, но буди добрымъ пасты¬
ремъ. Прежде попроси о томъ Бога, дабы тебѣ избралъ преемника ти до¬
браго. И егда по воли Божіей усмотриши презвитера богобоязливаго и о
паствѣ радѣтельна, такова жъ, каковъ ты былъ, или и лучши себя изы¬
скавъ, вручи стадо свое ймянно и, кто каковъ былъ, дай ему знать. И дѣ¬
тямъ своимъ духовнымъ всѣмъ заповѣждь, дабы они лучши того пастыря
себѣ не искали. И кіи тому твоему повелѣнію послушни будутъ, тѣ явѣ,
яко прямые овцы суть Христовы; а кіи не послушаютъ, тіи явѣ есть, яко
хощутъ по своимъ прихотямъ ходити. Обаче ты предъ Богомъ будеши
правъ, понеже ты имъ пастыря избралъ добраго, а они подъ таковою
паствою быть не восхотѣли, но пошли по своей волѣ; и который человѣкъ
исъ паствы твоея и погибнетъ, на*тебѣ Богъ не взыщетъ, но свободенъ
ты погибели ихъ будешии 3). Передавая дѣтей своихъ другому, духовникъ,
по мысли Посошкова, не осуществлялъ этимъ свое право, а исполнялъ
лишь свою нравственую обязанность попеченія о ввѣренныхъ ему душахъ;
и духовныя дѣти опять таки нравственно, а не юридически, были обязаны
слѣдовать распоряженію духовника. Идеально духовный отецъ несмѣняемъ. Самостоятельно и свободно
выбравъ его себѣ, вѣрующій не имѣлъ уже права также свободно и без¬
препятственно его оставить. Упоминая о переходѣ вѣрующихъ къ новому
духовнику, древне-русскія правила предполагаютъ это лишь въ двухъ
аналогичныхъ случаяхъ: въ случаѣ смерти прежняго духовника и его
сумасшествія или бѣснованія, которое есть смерть духовная. Такимъ обра- * 2 3*) „Аще отецъ, дѣтей своихъ духовныхъ не наказавъ (не перекапавъ), отъидетъ
далече, достоитъ имъ иного отца искати". Тексты, XIX, 16; ер. IV, 2. „Аще отецъ
прикажетъ (перекажеть), умирая, идеже нешбо будетъ дѣтемъ, да сами налѣзутъ отца
себѣ, идѣже имъ'будетъ любо, покаяніе бо волно есть“. Тексты, XIX, 18. 2) См. выше, стр. 23, 24, 27. 3) Завѣщаніе отеческое, 251 —252.