Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
274 ПРИЛОЖ. И. ИСПОВѢДЬ ЗЕМЛѢ. Оскорбляетъ землю сквернословіе. Древній проповѣдникъ, возставая
противъ этого порока, говоритъ, что сквернымъ словомъ оскорбляется
Матерь Божія, другая мать, родная всякому человѣку, и „третія мати—
земля, отъ неяже кормимся, и питаемся, и одѣваемся, и тмы благихъ
пріемлемъ, по Божію повелѣнію въ нейже паки возвращаемся, иже есть
погребеніе*1 г).—По воззрѣнію древняго лѣтописца, земля оскверняется
ложными вѣрами и человѣческими жертвоприношеніями* 2). Земля святыня. Но этого не Совсѣмъ еще было достаточно, чтобы
предъ ней, какъ предъ иконой или гробницей святого, каяться во грѣхахъ.
Рѣшающее значеніе, мнѣ кажется, имѣло то, что, но древнимъ предста¬
вленіямъ, земля стояла въ близкихъ, интимныхъ отношеніяхъ къ больной
человѣческой совѣсти—преступленіямъ человѣка, его грѣхамъ и, просто,
къ его тайнамъ. Представленія эти создались, какъ сейчасъ увидимъ, изъ
пережитковъ первобытной древности и вліянія народнаго восточнаго хри¬
стіанства. Земля мыслилась какъ судія и какъ искупителышца грѣховъ. Ею
клялись, при чемъ цѣловали и даже ѣли землю3). При спорахъ о землѣ,
какъ одно изъ судебныхъ доказательствъ, употребляется дернъ. Вырывается ніяхъ: „и нидь лежа на земли, и въ водѣ, и на конѣ ѣздя блудъ створихъ". Требн. и
служебн. Б-ки Троицк. Лавры 1474 г. № 224 (1072), л. 188 об. „Согрѣшихъ, ницъ лежа
на земли и на водѣ, глумомъ подобная блуду сотворяхъ, въ томъ отче" (прости мя).
Требн. ХТП в. И. Пуб. Б-ки <^. I. № 974, л. 84. *) Родосскій, Описаніе 432 ріш. Петерб. Дух. Ак., 425—426. Правило, сокращен¬
ное изъ этого Поученія, въ Серпуховскомъ Сборникѣ 1645 г. (собранія Буслаева) И-
Пуб. Б-ки (^. II. № 102, л. 179 и об. Кстати отмѣчаемъ другіе списки Поученія про¬
тивъ матерной брани: И. Пуб. Б-ки (Древлехран. Погодина) Сборн. XVIII в. № 1603;
А. Бычковъ, Опис. сборн., 278; Сборникъ ХѴІП — XIX в. И. Ак. Н. № 45. 11. 5, лл. 354—
55. Изв. Отд. Р. Яз. и Слов. И. Ак. Н. IX, 2, стр. 149. 2) „Ихъ же вѣра (болгаръ) оскверняетъ небо и землю1*. „И привожаху сыны своя
и дщери и жряху бѣсамъ, и скверняху землю требами своими, и сквернися кровыюі
земля Руска и холм-отъ". Лавр. Л.3, 84, 77. Подобная мысль развивается въ Словѣ
съ именемъ Іоанна Златоуста о вочеловѣченіи Госнода нашего Іисуса Христа. В. Ч.-
Минеи, 13 ноября, в. ѴШ, 1695 стб.—Едва ли имѣютъ связь съ культомъ земли такіе
грѣхи: „Въ земли не хороните (денегъ), то ны есть великъ грѣхъ". Поученіе Мономаха.,
Лавр. Л.3, 237. Ср. „Топнли казну въ сыру мать-землю"—грѣхъ. ІІроф. М. Н. Спе¬
ранскій, Духовные стихи Курской губ., стр. 58. „Іерей, аще таи (тайны) святая Божиа
нѣкоя ради вины скрыеть въ земи, да отлучится отъ іерейства". Тексты, XXV, 30. 3) Аѳанасьевъ, I, 146 — 147. ІІроф. Сунцовъ, Былины о Добрынѣ и Маринѣ. Этногр.
Обозр. ХШ—XIV, 1892 г., №№ 2—3, стр. 153: „Жена чародѣйка поклялась мужу, что
злого умысла не имѣетъ и въ подкрѣпленіе своихъ словъ съѣла комъ земли". Землею
клянутся въ Луцкомъ уѣздѣ, „при чемъ цѣлуютъ ее или съѣдаютъ щепотку земли". І\ Ру
лашовъ, Украинскій народъ въ своихъ легендахъ, I, 329. Клятва землею держится до
сихъ лоръ въ Веневскомъ уѣздѣ. „Батюшка, положи какую хочешь епитимію, говоритъ
крестьянинъ священнику,—давалъ зарокъ не пить, землю ѣлъ, а потомъ прорвало". СооО
іцено студ. Т. Н. Нечаевымъ,