Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
Глава VII. Русскіе духовники и расколъ старообрядства. Расколъ и русское духовенство.—Иванъ Нероновъ и его духовныя дѣти.—Протопопъ
Аввакумъ какъ духовникъ и его покаяльная семья.—Аввакумъ и его духовныя дѣти въ
противленіи церкви,—Другіе примѣры вліянія духовниковъ-старообрядцевъ на своихъ
дѣтей духовныхъ.—Низшее духовенство какъ проводникъ церковно-обрядовой реформы.—
Проектъ Посошкова.—Мѣры Петра I противъ неисповѣдающихся и противъ духовниковъ,
укрывающихъ старообрядцевъ.—^Реформа древне-русскаго духовничества и измѣненія въ покаянной дисциплинѣ. Въ первоначальной исторіи раскола старообрядства обращаетъ на
себя вниманіе то обстоятельство, что это движеніе было создано низшимъ
духовенствомъ, бѣлымъ и чернымъ. Два епископа, высказавшіеся противъ
книжнаго исправленія'—Павелъ Коломенскій, скоро погибшій, а послѣ
Александръ Вятскій, скоро раскаявшійся, не сдѣлали для раскола почти
ничего. Протестъ противъ реформы патр. Никона возникъ въ средѣ видныхъ
представителей московскаго духовенства и иногороднихъ протопоповъ,
жившихъ въ Москвѣ. На соборѣ 1666 года были осуждены 19 лидъ за
противленіе церкви: десять изъ нихъ священники бѣлые и черные, одинъ
подъякъ, одинъ дьяконъ и семь простыхъ старцевъ1). Здѣсь были апостолы
старообрядства. Но и послѣ собора духовенство играетъ, несомнѣнно, главную
роль въ жизни противниковъ церкви: проповѣдаетъ противленіе яновшест¬
вамъодушевляетъ на борьбу съ никоніанами, на стояніе за старую вѣру
до смерти и на добровольное мученичество. Съ другой стороны, большая
часть русскаго духовенства, оставшаяся въ оградѣ церкви, должна была
вліять на народъ, чтобы удержать его отъ раскола. Такимъ образомъ въ
первоначальную эпоху раскола, когда была разбужена религіозная мысль
народа, когда народъ спрашивалъ пастырей убѣдительно показать, гдѣ
находится православіе,—въ эту эпоху для историческаго изученія откры¬
вается довольно ясно та сторона пастырской власти, которою наше духо¬
венство вліяло на народъ, увлекая его въ расколъ или удерживая въ церкви.
Оказывается, что духовенство обѣихъ сторонъ—и старообрядческое и
вѣрное церкви—опиралось въ значительной мѣрѣ на свои духовническія
права и полномочія. *)*) Субботинъ, Матеріалы, II, 5 — 34. Ниже зто изданіе цитируемъ, обозначая только томъ (римской цифрой) и страницу (арабской).