Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЕ И БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА. 45 такой вопросъ: если священникъ узнаетъ, что его духовный отецъ живетъ
недостойно, какъ ему поступать, т.-е., обязанный обличить духовника,
какъ брата по сану, можетъ ли священникъ посягать на нравственный
авторитетъ его, какъ своего духовнаго отца. Нифонтъ отвѣчалъ въ томъ
смыслѣ, что „всякъ попъ братъ есть попу*1). Вслѣдствіе древне-русскаго
взгляда на нравственное положеніе духовника два священника не могли
исновѣдывіаться взаимно другъ у друга: „А попу, держа попа въ покаяніи
у себе, самому у него не подобаетъ калтися “2). Встрѣчается, наконецъ,
статья, предвидящая еще такой казусъ, когда духовникъ священника сни¬
метъ съ себя санъ и придетъ на исповѣдь къ своему бывшему духовному
сыну; статья запрещаетъ священнику принимать его на исповѣдь, „зане
отецъ ему былъ*3). Такъ высокъ и обязателенъ былъ авторитетъ духовника
древней Руси въ глазахъ его дѣтей. Его воля въ нравственно-религіозной сферѣ была закономъ для дѣтей
духовныхъ. Грѣхъ непослушанія духовному отцу ставился у насъ вслѣдъ
за грѣхомъ небреженія святыхъ писаній4). Считалось грѣхомъ даже кри¬
тически свободное отношеніе къ совѣтамъ духовника—„на отца духовнаго
мнѣніе*5). „Иже разоряетъ уставъ духовнаго отца своего, при животѣ и
при смерти проклятъ да будетъ* 6). Предъ закономъ, воплощеннымъ въ волѣ
духовнаго отца, вѣрующій долженъ отказаться отъ своей воли. „Христосъ
бо такъ глаголетъ, увѣряетъ очень древнее русское наставленіе кающемуся,
человѣче, аще хощеши спасенъ быти, то останися своихъ воль и прими
волю учащаго тя добрымъ заповѣдямъ и, пріимъ. спасешися; аще ли, то¬
ни* 7). По сравненію древняго Слова о покаяніи, духовный сынъ только
нива, которая безъ дѣлателя, духовнаго отца, раждаетъ однѣ сорныя
растенія8). Отсюда становится понятнымъ, какъ представляли въ древней
Руси проявленія нравственной жизни внутри духовной семьи. Духовныя
дѣти обязаны были, не стыдясь, спрашивать духовнаго отца „по всядниа,
„еже лѣпо христіанокъ творити*, и держать къ нему великую любовь
и вѣру. Его нужно были слушать „во всемъ*, исполнять его заповѣди, по
его благословенію творить постъ, молитву, поклоны, обѣты, инокаиъ- *) Кирика, ст. 66. 2) Р. И. Б. VI2, 409. 3) Тексты, IX, 30; ХБѴПІ, 24. Ср. выше, стр. 35 и пр. 7. 4) Алмазовъ, ІП, 195, 208; ср. 191, 193, 205, 233, 236. „Горе будетъ непослуша-
юіцииъ книжнаго ученіи ни отцы своихъ духовныхъ0. Никольскій, Матеріалы для ист.
др.-рус. дух. письменности №№ I—XXIII, 87. Злыя жены „ушеса своя позавѣсили ка¬
мешекъ, да не слышатъ гласа Божія: ни святыхъ книгъ Писанія, ни отцовъ своихъ
духовныхъ ученія0. Забгьлинъ, Опыты изуч. р. древностей іі ист., ч. I, М. 1872, стр. 163. ь) Алмазовъ, III, 222. „Согрѣшихъ въ пакости, въ мнѣніи на духовнаго отца0.
Сборникъ к. XV в. Кир.-Бѣлоз. Б-ки № 6/ю8з, л. 221 об. в) Пазловъ, Номок. Б. Тр., 239. 7) Р. И- Б. VI, 839. *) Тексты, XXXIV, 151-155.