Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
186 ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНА Л ДѢЙТКЛЬНОСТЬ ДУХОВНИКА. казни, бѣжалъ въ Казань, гдѣ принялъ исламъ1). Духовники злоупотреб¬
ляли своею великой нравственной властью: въ Духовномъ Регла¬ ментѣ говорится къ примѣру, какъ духовникъ домогался у властелина,
чтобы онъ оправдалъ кого-нибудь на судѣ или уменьшилъ наказаніе2). Тайна исповѣди часто не соблюдалась. Въ г. Вязьмѣ въ пол-
XVII в. „попъ, исповѣдавши женщину, ее мужу грѣхи написавши, торгъ
сотворилъ, и пяти рублей прошалъ, и грѣхи то ее объявилъ". Объ упомя¬
нутомъ Іудѣ Ѳедоровѣ въ жалобѣ говорится: „Да онъ же попъ билъ Ко¬
стину Мелентьева до крове на празникъ на Георгіевъ день и бранилъ его
всячески, и что ему на-духу онъ Костица повѣдалъ, тѣми дѣлами онъ
попъ укорилъ и называлъ его воромъ и б... сыномъ: годенъ ты повѣсить
за твои дѣла!... Да къ ему же попу въ его приходѣ приходятъ дѣти ду¬
ховныя на-духъ и что ему повѣдаютъ на-духу грѣховъ, и онъ попъ тѣми
дѣлами имъ въявѣ укоряетъ00. „Доносится слуху нашему, говоритъ св. Ди¬
митрій Ростовскій, о нѣкоихъ между вами попахъ неискусныхъ и зло¬
нравныхъ, иже дѣтей своихъ духовныхъ исповѣданные грѣхи изъявляютъ,
обличаютъ, и въ прилучающихся между людьми бесѣдахъ, егда бываютъ
пьяни, хвастаютъ тщеславно дѣтьми духовными, сказуіоіце, которыя лица
къ нимъ на исповѣдь приходятъ; егда же за что разгнѣваются на духов¬
ныхъ дѣтей, абіе со укоризною поносятъ ихъ, глаголюще: ты мнѣ духов¬
ный сынъ (или духовная дочь), не вѣси ли, яко вѣмъ грѣхи твоя? , се абіе
обличу тя. предъ всѣми,—и прочій безумный глаголы103). Едва ли древне-русскіе духовники, умѣли искусно пользоваться: епи-
тиміей. Не даромъ такъ настойчивы наставленія священникамъ читать свя¬
тыя книги, чтобы знать, какъ „управить кающагося", „како опитемъи за
грѣхи даяти004). Невѣжественные духовники, по свидѣтельству Духов¬
наго Регламента, держались „за требникъ какъ слѣпые"; отлучая каю¬
щихся на многія лѣта, казали имъ, что написано, а толку не знали; *) Повѣсть напечатана въ Пам. етар. р. лит. 1, 195 — 197. Другіе списки: А. Бы¬
чковъ, Оггис. Сборн. И. II. В. I, 273—4=. И. А. Бычковъ, Каталогъ рукой. Буслаева, 184,
230; Викторовъ, Оіше. ркп. Бѣляева, 15; Кунцевичъ, Исторія царства Казанскаго, 318—
319. По мнѣнію Сиповгкщо, Ру с. повѣсти XVII—ХѴТП в., стр. XXXVII—VIII, Повѣтъ
о свящ. Тимоѳеѣ—легенда.—Она имѣетъ такое продолженіе. Въ Казани Тимоѳеи сдѣ¬
лался воеводой. Послѣ одной битвы съ русскими оиъ отпустилъ впередъ своіі отрядъ и,
ѣдучи лѣсомъ одинъ, вспомнилъ свой грѣхъ, „и нача нѣти умильно красный стихъ лю¬
бимый пречистой Богородицѣ „О тебѣ радуется“. Его.услышалъ русскій отрокъ, бѣ¬
жавшій изъ казанскаго плѣна и скрывавшійся въ это время въ кустахъ. Тимоѳей хотѣлъ
убить вышедшаго къ нему отрока, но тотъ выпросилъ ' себѣ жизнь . подъ условіемъ, что
добудетъ измѣннику и отступнику у князя и митрополита прощеніе и позволеніе вер¬
нуться на родину. Но вернуться Тимоѳей не успѣлъ и померъ подъ Казанью на глазахъ
отрока, привезшаго ему прощеніе.
а) Духовный Регламентъ 4, 97. а) Проф. Я Ѳ. Каптеревъ, Патр. Никонъ и его противники2, ирилоэк., 181.
Сборникъ кн. Хилкова, 299—300. Сочиненія гв. Димитрія Бостовпсаъо:\ I, 159, 4) Алмазовъ, III, 267, 269,