Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
42 ГЛ. П. НРАВСТВЕННОЕ & Ш'ГОВОЕ ПОЛОЖЕНІЕ ДУХОВНИКА* почтеніе къ духовнику должно быть выше, чѣмъ къ отцу родному: „а
отца своего духовна паче родившаго тя отца почитай и во всемъ передъ
нимъ рабствуй: яко бо душа честнѣе плоти, тако и отецъ духовной плот¬
скаго честнѣе есть"г). Въ Поученіи къ родителямъ о воспитаніи дѣтей
вплетаются совѣты духовникамъ при обращеніи съ покаяльными дѣтьми:
проповѣдникъ совѣтуетъ священнику наказывать дѣтей—родныхъ ранами,
духовныхъ ешшшіями* 2). Та же самая аналогія встрѣчается въ 36 главѣ
Стоглава „о наказаніи чадъ своихъ". Въ нѣкоторыхъ епитимейникахъ
неповиновеніе духовному отцу и нарушеніе его предписаній отнесены къ
грѣхамъ противъ пятой заповѣди или поминаются рядомъ съ непочтеніемъ
къ родителямъ3). Одно древнее Поученіе отца къ сыну озаглавливается
часто поученіемъ „нѣкоего отца духовна"4). Нравственное положеніе духовника въ древней Руси было очень
высоко. Въ древне-русскихъ чинахъ исповѣди встрѣчается выразительный
моментъ передачи грѣховъ кающагося духовнику, заимствованный изъ стар¬
ческой исповѣди. Выслушавъ исповѣдь и прочитавъ молитвы надъ пре¬
клоненнымъ покаяльнымъ сыномъ, духовникъ поднималъ его съ земли и воз¬
лагалъ правую его руку на свою шею. Питалась снова молитва, послѣ которой
иеповѣдающій обращался къ кающемуся съ такими словами: „на моей выи
согрѣшенія твоя, чадо, и да не истяжетъ тебе о сихъ Христосъ Богъ, егда
пріидетъ во славѣ своей на судъ страшный"5). Вотъ этотъ обрядъ испо¬
вѣднаго чина и характеризуетъ нравственое положеніе духовника по воз¬
зрѣнію древней З^уси: духовный отецъ не только свидѣтель, „послухъ"
покаянія духовнаго сына предъ Богомъ; онъ являлся какъ бы отвѣтчикомъ
за его грѣхи. Грѣхъ сына, сообщенный духовнику на исповѣди, становился
ихъ общимъ грѣхомъ; они представлялись какъ бы соучастниками преступ¬
ленія: „тый же грѣхъ исповѣднику и попови,—обѣима общій есть грѣхъ; !) Посошковъ, Завѣщаніе отеч., 62—53. Ср. Иомок. Котел,, ет. 156—157; рус. пер.
въ Солов. Кормч. 1493 іц л. 396. 2) Архангельскій^ Твор. от. церкви IV, 17; ср. Пономаревъ, Памятники, III, 125, пр. 8. 3) Алмазовъ, Ш, 290, 256—57. „О горе таковому, иже... не слушая отца своего
и матери и отца духовнаго4*. Сборникъ, Вол. Б-ки Аз 566, л. 104 об. Грѣхъ: „еже ноиа
не слушати сыну роженому или ііокаалному“. Тексты, VIIй, 9. 4) Подъ первымъ заглавіемъ оно встрѣчается въ Сборникѣ Святослава 1076 г. и
въ Златой Пени Тр. Л. № 11, издано нѣсколько разъ; йодъ вторымъ заглавіемъ см. Онис.
Рум. Муз., 228; Ундольскаго, 388; Б-кя Троицк. Лавры, I, 112 стр. и мн. др. 5) Алмазовъ, ПІ, 129, 137; ср. 111, 134. Дмитріевскій, Богослуженіе въ русск. ц. въ
XVI в., 346—347. Отчетъ Й. ІІуб. Б-ки за 1868 г., стр. 34. Въ чинѣ исиовѣди по Треб¬
нику XIV в. собранія Гильфердинга № 21, л. о сл.,- говорится: „и руцѣ того исповѣ-
даюіцагося на свою выю положи™ и всѣмъ грѣхомъ великыимь и малыимь себе повинна
створити44. Проф. Алмазовъ видитъ въ этомъ обрядѣ установленіе юго-славянское (I, 301;
ср. 315), но едва ли правильно: обрядъ имѣлъ мѣсто въ старческой исповѣди періода
вселенскихъ, соборовъ. Смирновъ> Духовный отецъ, 128 — 131. Обращаясь въ дѣтямъ .духовнымъ, духовникъ говорить: „возложисте бремена грѣховъ своихъ на выю мою4*.
Алмаз. III, 250; Тексты, ХЬѴб, 5—6. Протопопъ Аввакумъ пишетъ нѣкоему Сергію;
грѣх-отъ тотъ на выю мою возложи44. Бороздимъ, Прот. Аввакумъ2, 28.