Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
Г л а в а ІП. Житейское положеніе и офиціальная роль духовника. Житейское общеніе въ покаяльной еемьѣ и почетное положеніе духовника въ ней.—
Обратныя свидѣтельства и иэсъ объясненіе.—Доходы древне-русскаго духовника: плата
за исповѣдь и причащеніе, подарки, сорокоустъ, поминъ души.—Офиціальная роль
духовника: надзоръ за вѣрою и нравами дѣтей.—Духовникъ ставленика и священника.—
Роль духовника въ гражданской жизни вѣрующаго. Въ хорошей покаяльной семьѣ древней Руси существовало прочное
житейское общеніе. Духовникъ считалъ своею обязанностью посѣщать домы
дѣтей не только для пастырскаго назиданія, но и въ качествѣ обыкно¬
веннаго гостя*), призывать ихъ къ себѣ, чтобы выспрашивать, какъ опи
живутъ1 2). Духовныя дѣти были желанными гостями въ домѣ отца,, какъ
его родственники. Знаменскій протопопъ изъ Новгорода Великаго Евтропій
билъ челомъ царю Ѳедору Ивановичу, чтобы его пожаловать „освободили
ему про себя и про гостей питье держати, и пьяныхъ у него имати не велѣти,
для того что приходятъ къ Пречистѣй Богородицы дѣти его духовные, многіе,
люди добрые молитиея, и къ нему де они приходятъ за гость, и ему деи безъ
того быти нельзя Псковскіе священники били челомъ царю Алексѣю (1647)
на кабацкихъ откупщиковъ, которые не дозволяли имъ безъявочно держать
питья для своего обихода: „а у кого де у нихъ лучится взять къ праздникомъ
или къ родинамъ и ко крестинамъ и къ свадьбамъ и про дѣтей духовныхъ и
про гость какова или дѣти духовные имъ дадутъ, и псковскіе кабацкіе
откупщики къ нимъ въ домы ихъ приходятъ для выемку человѣкъ по 20
и болыпи, ихъ безчестятъ и продаютъ и волочатъ напрасно —и выхло¬
потали себѣ право держать питье „про дѣтей духовныхъ и про гостей“ 3). 1) См. ниже Поученіе Василія Вел. о пьянствѣ. Посошковъ совѣтуетъ своему сыну
священнику: „И тако предѣлъ свой положи, чтобы тебѣ и единаго сына духовнаго не
оставити, отъ богатыхъ госнодій даже и до послѣднихъ рабовъ, еже бы ти мѣсяца въ
два или въ три всякаго не ноеѣтити и не носмотрити, како кто живетъ"... Завѣщаніе
отеческое, Я19. Въ письмѣ его Стефану Яворскому говорится: „Ко всякому бъ своему сыну
духовному кромѣ исповѣди въ домы ихъ (духовникъ) приходилъ и житія его смотрилъ
иг на всякое благонравіе наставлялъ; то и малое бъ дѣло, что на годъ трикратьт, а коего
видя неисправна въ чемъ, то надобно и многократно приходить я па всякое дѣло благое
его наставлять". Сборники писемъ Посошкова къ митр. Стефану Яворскому, изд. Вс. И.
Сретевскто, СПБ. 1900, стр. 10. 2) Поученіе Иліи, 25. 3) Д. А. И. I, 136 (1591 г.). Евгеній, Исторія княжества Псковскаго, И, 114,
117—8, 125, 128-9.