Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
176 ГЛ. VI. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЙИКА. роны враговъ церкви1). ГІокаяльники, т.-е. несущіе тяжелую епитимію,
вмѣсто св. Таинъ, пріобщались въ Пасху богоя«ленской воды. Такимъ
образомъ, все говѣнье отъ начала до конца вѣрующій долженъ былъ нахо¬
диться подъ непосредственнымъ руководствомъ своего духовника. Таковы каноническія нормы, по которымъ дѣйствовала дисциплинар¬
ная власть духовника въ древней Руси. Онѣ открывали большой просторъ
для его пастырской дѣятельности. Если къ тому же принять въ разсчетъ
бытовую картину отношеній духовнаго отца и дѣтей, властное участіе
духовника въ важнѣйшіе моменты ихъ жизни, то легко понять фактъ значи¬
тельнаго вліянія лучшихъ духовниковъ древней Руси на жизнь своихъ дѣтей,
личную, семейную и отчасти общественную, и вообще важное значеніе пока¬
янной дисциплины въ жизни народа. Въ самомъ дѣлѣ, принимая первый разъ
на исповѣдь свое духовное чадо еще отрокомъ 7—14 лѣтъ2), духовникъ уча¬
ствуетъ въ его женитьбѣ или замужствѣ, а потомъ провожаетъ на тотъ свѣтъ.
„А которыя дѣти ваши духовныя не .женаты, вы бы ихъ женили, говоритъ
древнее святительское Поученіе, а которыхъ дѣвицы поспѣли и вы ихъ да¬
вайте замужъ, и такъ бы лихихъ дѣлъ не дѣліші“3). Духовникъ пріобщалъ
св. Таинъ своихъ дѣтей во время вѣнчанія и читалъ поученіе4). Присутстро-
валъ духовный отецъ и при кончинѣ сына, напутствовалъ его св. Тайнами,
читалъ отходную5). Мы уже знаемъ, что духовникъ неизмѣнно находился *) Богомилы пріобщались, а потомъ выплевывали св. Дары. 6'іагіпе, VI, 149,
Наши раскольники, но словамъ Посошкова, „приличія ради Тѣло Христово пріемлютъ,
дабы зловѣріе ихъ не познано было, а отшедъ прочь, повергаютъ въ попраніе ногамъ".
Завѣщаніе отеч., 315—316; ср. Зеркало очевидное, I, 143. ■ ^Согласно 18 пр; Тимоѳеи Алекс., грѣхи начинаютъ вмѣняться человѣку съ 10 и
послѣдующихъ лѣтъ. Но ни въ Греціи ни у насъ въ древней Руси не было общаго
правила, опредѣлющаго возрастъ, съ котораго дѣти должны приходить на исповѣдь.
Павловъ, Номок. при Б. Требн., 337—341; Алмазов*,, II, 345 — 351. „Мужскому полу
подобаетъ приті въ покаяніе 9 лѣтъ, а женьскому аолу до 7 лѣтъ, понеже писанье гла¬
голетъ: послѣднему сему вѣку яко не обрящьс в тысищи дѣвицъ едина дѣвица чиста 7 лѣтъ". Златая Чѣпт, Б-ки Троиц. Лавры № 11, л. 39; ср. Пономаревъ, Памятники, III, 25;
Срезпевскій, Свѣдѣнія и замѣтки, И, 310; Солов. Кормч. 1493 г., л. 17; Олеаргщ Подроб¬
ное опис. нутеш., рус. нер., 361. Въ другихъ памятникахъ назначается высшій возрастъ: 8 или 10. Тексты, XIX, 24; 9 лѣтъ—Субботинъ, Матеріалы, V, 377. 12 и 14 лѣтъ—арх.
Варлаамъ, Онис. сборн. XV в., 19- Яковлев*», Опытъ изсл. Измарагда, 527. Ср. Тихо нра¬
вовъ, Памяти, отреч. нисьм., Н, 46. Въ южно-славянскихъ правилахъ предписывается
исповѣдываться съ 12 лѣтъ. Ѳіагіпе, VI, 126 и 150. Ср. Сборникъ Волок. Б-кп № 566,
л. 193 об. По дѣйствующимъ теперь нашимъ узаконеніямъ, исповѣдь обязательна съ
7 лѣтъ для дѣтей обоего пола. 3) Р. И. Б. VI, 918; ср. Стоглавъ, изд. Субботина, 156- Митр. Фотій предписы¬
ваетъ: „А не своихъ дѣтей не вѣнчати, ни проводъ нѣти". Р. И. Б. VI, 411; ср. 605—
606. Скопинъ-Шуйскій „по благословенію духовнаго отца законному браку сочетается".
Отчетъ Обіц. Л. Др. П. 1903—4 гг., 11 стр. 4) См. выше, стр. 160. Въ древности брачущихся пріобщали преждеосвященными
Дарами. Голубинскій, Исторія, I, 22, 453. 5) Алмазов*,, I, 457, 459 и 467. О смерти митр. Филиппа I (1473 г.) лѣтопись
разсказываетъ: „онъ же въ той часъ посла по отца своего духовнаго, и св. Таинъ гіри-
частися, и масломъ повелѣ свящатиси". П. С. Л. VIII, 177. Духовникъ митр. Макарія
читаетъ ему отходную. Голубинскій, Исторія, II, 1, 874, ирим.