Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
Введеніе. Заласа, методъ а планъ работы.—Начальная исторія покаянной дисциплины л духовна*
чеетва въ русской церкви.—■ Терминологія древне-русскаго духовника. Предупреждая требованія, которыя могутъ быть предъявлены къ настоя¬
щему труду, авторъ считаетъ нужнымъ выяснить задачу, методъ и планъ
хгоей работы. Если бы читатель захотѣлъ найти въ этой кпигѣ исторію
педжовнаго законодательства о древне-русскомъ духовникѣ и приложенія
?т>то законодательства къ жизни, онъ закрылъ бы ее совершенно не удо¬
влетворенный: авторъ не собирался писать историко-каноническаго шслѣ-
ууванія о духовникѣ древней Руси. Не предпринималъ онъ этого потому,
тто не признаетъ такую задачу выполнимой. Немногочисленные памятники
л а ш его древняго церковнаго законодательства почти не касаются изучаемаго
каки института и вообще покаянной дисциплины: въ постановленіяхъ
ігевне-русскпхъ соборовъ очень мало данныхъ для исторіи того и другой.
И поставивъ исходнымъ пунктомъ своихъ изысканій эти немногочисленныя
ілнныя,—краткія упоминанія, обмолвки и штрихи, невозможно составить
■ебѣ сколько ннбудь дѣльнаго представленія о древне-русскомъ духовникѣ
ж покаянной дисциплинѣ. Кононнческіе труды древнихъ іерарховъ даютъ
':лыпе матеріала. Но по всему ясно, что не воля законодателя создавала
хревпе-русскую дисциплину покаянія и ея органъ. Воля собора или іерарха
вмѣшивалась въ эту сферу лишь затѣмъ, чтобы разрѣшить частные казусы
зъ отношеніяхъ духовнаго отца къ дѣтямъ и къ епархіальной власти, произ¬
вести частичныя исправленія въ сложившихся отношеніяхъ, прекратить вопію¬
щіе безпорядки. Изучаемое явленіе создалось бытовымъ порядкомъ и, какъ
эсякое прочно установившееся бытовое явленіе, оно мало замѣчалось и
отмѣчалось. Дисциплина тайной исповѣди и покаянія сложилась въ мона¬
стыряхъ христіанскаго Востока въ періодъ вселенскихъ соборовъ; ея органъ—
тутовникъ развился въ бытовой сторонѣ своей изъ монастырскаго старчества.
Въ течете X—XII вв. тайная исповѣдь завоевываетъ себѣ господстующее
положеніе въ восточной церкви, вытѣсняя исповѣдь публичную и покаяніе по
канонамъ. Пришедшее на Русь изъ Греціи и отчасти, можетъ быть, изъ
Болгаріи духовенство принесло съ собою почти готовую, слагавшуюся тамъ
ж здѣсь дисциплину покаянія и институтъ духовника, принесло и ту пись¬
менность, преимущественно монашескую, которая регулировала эту дисци¬
плину: чинъ (или чины) исповѣди, руководства для наложенія епитимій
ж правила, касающіяся духовнической практики. Народившійся на Руси
классъ духовенства, естественно, принялъ покаянную письменность хри¬