Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
2І6 ГІГ. VII. РУССКОЙ ДУХОВНИКИ Й РАСКОЛѢ СТАРООБРЯДСТВА, X * каялся въ своихъ хулахъ и заблужденіяхъ,—-несмотря на то, что. были
сожжены за старую вѣру „въ единомъ срубѣи въ ІІустозерскѣ (1681 г.)1).
Аввакумъ принадлежалъ къ числу тѣхъ людей, которые всегда правы,
которые считаютъ себя непогрѣшимыми, и потому такъ много заблу¬
ждался. По тому самому и пропала эта крупная сила для нашей церкви. Конечно, возставъ противъ церкви, Аввакумъ повелъ свою паству
изъ ея ограды. Едва ли, однако, всѣ духовныя дѣти за нимъ послѣдовали:
они были для этого слишкомъ разбросаны по разнымъ градамъ и весямъ
Русской земли. Но, вѣроятно, пошли за нимъ многія изъ его дѣтей и,
несомнѣнно, приставшіе къ нему раскольники охотно выбирали его духов¬
нымъ отцом^ь въ благодарность за „спасеніе^, оставивъ своихъ прежнихъ
духовниковъ. Такимъ путемъ въ число духовныхъ дѣтей Аввакума попали
очень видныя въ исторіи раскола лица. Въ Житіи боярыни Морозовой прямо
говорится: „научена же бысть добродѣтельному житію и правымъ догматомъ
священо-мученикомъ Аввакумомъ протопопомъ". Дядя Морозовой Михаилъ
Ртищевъ объяснялъ самой боярынѣ ея упорство и фанатизмъ прельщеніемъ
„злѣйшаго отъ врагъ протопопа... Аввакума, проклятаго нашими архіереи".
Въ отвѣтъ на это боярыня называетъ его истиннымъ ученикомъ Христовымъ,
страждущимъ за правое ученіе2). Вѣроятно, не безъ вліянія его склони¬
лась на сторону старообрядства сестра Морозовой княгиня Урусова и
соузница ихъ Марія Данилова, составлявшія вмѣстѣ „трисіянную троицуа,
по выраженію Аввакума. Самъ Аввакумъ разсказываетъ о совращенія имъ
въ расколъ Ѳедора юродиваго. Встрѣтились они въ Устюгѣ, гдѣ юродст¬
вовалъ Ѳедоръ и куда попалъ Аввакумъ проѣздомъ изъ Сибири (1664).
„Псалтырь у него (Ѳедора) была тогда новыхъ печатей въ кельи,—маленько
еще зналъ о новизнахъ. И я ему разсказалъ подробиу про новыя книги:
онъ же, схвативъ книгу, тотчасъ и въ печь кинулъ, да и проклялъ всю
новизну". Въ это время юродивый сдѣлался духовнымъ сыномъ ссыльнаго
протопопа3). Какой-то попъ Димитрій, не разумѣя, служилъ по новому,
потомъ „безъ покаяніяа сталъ опять служить по старому и прислалъ
Аввакуму просвиру. Но протопопа будто бы стали мучить бѣсы, онъ бросилъ
просвиру въ печь и отписалъ Димитрію. Тотъ покаялся и сдѣлался духов¬
нымъ сыномъ Аввакума и съ попадьей своей. Сюда надо причислить
Алексѣя Копыстовскаго, „новорожденное чадоа протопопа Аввакума4). *) Денисовъ сообщаетъ въ Виногр. Росс., будто Ѳедоръ просилъ вредъ смертью
прощенія у Аввакума и нолучилъ его. Бороздинъ, 145. Но это извѣстіе опровергается
болѣе надежными „Сказаніями о распряхъ, происходившихъ на Кержекцѣ изъ-за
Аввакумовыхъ догматическихъ писемъѴШ, 260—261; ср. 283, 351—52* 2) VIII, 146, 151. Совращенію Морозовой содѣйствовала еще Меланія, ученица
Аввакума. ѴП, 147, 151. Игнатій Тобольскій, Три посланія, 136, почему-то утверждаетъ^
Что Морозову совратили Аввакумъ, Лазарь и Никита. 3) У, 76. 4) Бороздинъ^ йрилож., 15 — 16; V, 197—199; Бароновъ, Памятники, 35; VIII, 98*