Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
122 ГЛ. IV. ЯРАВСТВЕН. МІРОСОЗЕРЦ. ДУХОВНИКА ПО ВОПРОШАНІЮ КИРИКА. изъ жизни священника. Если священникъ поужинаетъ наканунѣ службы
и простоитъ всю ночь на молитвѣ, не ложась спать, или проведетъ ночь
въ чтеніи книгъ, можетъ ли онъ, какъ бы только что поѣвшій, служить?
Нифонтъ замѣтилъ ему на это: „неужели лучше спать, чѣмъ молиться
Богу?“* 2) Послѣ пріощенія св. Таинъ христіанинъ обязанъ былъ сохранять
воздержаніе въ пищѣ и литьѣ2). Таковы главные источники, изъ которыхъ, по мнѣнію новгородскаго
духовника XII в., происходитъ человѣческій грѣхъ. Какими же средствами
достигается его прощеніе? Такими средствами были—выполненіе епитиміи
самимъ вѣрующимъ и служеніе литургій его духовнымъ отцомъ. Ученіе
объ епитиміи, проводимое въ Вопрошаніи, значительно расходилось съ
обычнымъ взглядомъ на нее восточной церкви. Это средство "духовнаго
врачеванія здѣсь считается актомъ юридическимъ, совершенно внѣшнимъ.
Состоя въ воздержаніи отъ мяса, молока и медовъ, въ удаленіи отъ святыни,
главнымъ образомъ отъ пріобщенія св. Таинъ, и въ исполненіи предпи¬
санныхъ молитвъ и поклоновъ, епитимія представлялась древне-русскому
человѣку и его руководителю духовнику тяжелою повинностью. Епитеміей
наказывали гораздо чаще за грѣховное дѣяніе, чѣмъ за намѣреніе 3). Какъ
отбываніе повинности, ее переносили для молодыхъ на старость, когда
возрастъ человѣка избавлялъ его отъ того грѣха, который наказывался епи-
тиміей (напримѣръ,—^питимію за блудъ4). Епитимію раздѣляли, такъ что
вся семья участвовала въ несеніи епитиміи своего главы5). И архіеп.
Нифонтъ допускаетъ раздѣленіе, если оно свободно, не замѣчая того, что
ослабленіе епитиміи посредствомъ ея раздѣленія возможно только при юри¬
дическомъ пониманіи ея. . Также оригинально понималось духовникомъ нашей древности и дру¬
гое средство избавиться отъ грѣховъ—служеніе литургійе). Обѣдни, слу¬
жимыя духовнымъ отцемъ, представлялись средствомъ, умилостивляющимъ св. Даровъ, разсматривалось какъ попытка бѣса возбранить человѣку пріобщеніе. Тексты,
XI, 27; ср. Тимоѳ. Алекс. пр. 16. г) Саввы, ст. 10. Въ Сборникѣ ХУ—XVI в. Чудов. Б-ки Л« 277, л. 375, читается
статья: „Аще кто поститься то не спить, черезъ нощь, и хочетъ, комкати да кланяеться
невозбрано и комкаетъ 2) Кирика, ст. 1; ср. Р. И. Б. VI, 860, ст. 19; тамъ же, ст. 18: „Въ мясный день
дары возмя, ясти ли мясо?—Ясти, но иредуготовати во всемъ добрѣ 3) Подтвержденіе этому можно видѣть въ нашихъ древнихъ епитимейникахъ, ко¬ торые наказываютъ епитиміей только одинъ номыслъ блудный. 4 нр. Неокес. соб. не
налагаетъ епитиміи за неосуществленное намѣреніе согрѣшить съ чужой женой. Ср, ЯШгіпе,
VI, 143, з: „Аще кто помысливъ жену (хужду) не сьтворить, нѣсть ту ^шгтемію, по¬
клонъ 40к. і 4) Иліи, ст. 8. 5) Кирика, ст. 96. Болѣе подробная рѣчь объ этомъ ниже, въ отдѣлѣ объ ослаб¬
леніи еиитимій. е) Мысль о спасительности и умилостивительномъ значеніи литургій настойчиво
проводится въ Номоканонѣ Котелерія: стт. 268, 279, 323, 438.