Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 161 Выше отмѣчено, что съ разсмотрѣннымъ сейчасъ видомъ духовниче-
скихъ поученій сходны такъ называемыя поисповѣдныя поученія, связан¬
ныя съ чиномъ исповѣди и помѣщавшіяся въ старинныхъ требникахъ1).
Обличаютъ онѣ приблизительно тѣ же пороки, устрашая, грѣшниковъ
вѣчными муками ада, предписываютъ тѣ же добродѣтели: страхъ Божій,
усердіе къ храму, тѣлесную чистоту, милостыню, милованіе рабовъ и
сиротъ, повиновеніе духовному отцу и частое покаяніе. Спеціальныя
поученія женамъ указываютъ женщинѣ на ея зависимое положеніе. По¬
ученія князьямъ, боярамъ, дѣтямъ боярскимъ, женамъ княгининымъ и
боярынямъ прибавляютъ къ обычнымъ требованіямъ правый судъ, милость
въ подчиненнымъ. Значительно отличаются развѣ поученія инокамъ и бѣ¬
лому духовенству, потому что первыя стоятъ подъ вліяніемъ мотивовъ аске¬
тической письменности, вторыя имѣютъ въ виду чисто пастырскія обязан¬
ности и случаи йхъ небреженія. Поисповѣдныя поученія, какъ выше
замѣчено, не представляютъ собою только назиданій въ нашемъ смыслѣ,
но являются обязательными для исполненія заповѣдями. Поэтому даже
простыя наставленія, содержащіяся въ нихъ, разсуждая идеально, имѣ¬
ютъ каноническую силу. Между тѣмъ въ этихъ поученіяхъ есть па. лицо
и дисциплинарный, каноническій элементъ, папр., предписанія объ епити-
міяхъ. Встрѣчаются среди нихъ поученія, гдѣ этотъ элемента преобла¬
даетъ, и они являются произведеніями уже канонической, а не учительной
письменности. Таковы, напр., „Поученіе сыномъ и дщеремъ духовнымъ“
и „Наказаніе дѣтемъ духовнымъ"2). 13. Въ рядъ съ этими памятниками слѣдуетъ поставить пять „І/о-
сланій преп. Іосифа Волоколамскаго о епитимьяхъ къ дѣтямъ духов-
иымъ“3). Посланія адресованы духовнымъ дѣтямъ, которыя несли епитиміи,
наложенныя Іосифомъ, почему и трактуютъ объ этомъ предметѣ4). Два
изъ нихъ были вызваны просьбами самихъ дѣтей: одинъ вельможа при¬
слалъ преп. Іосифу свою грамоту и „велѣлъ" ему отписать о томъ, какъ
поститься, какъ молиться, какъ творить милостыню и какъ прикасаться
къ святынѣ, иными словами, какъ исполнять епитимію; другой устно, въ раз¬
говорѣ съ Іосифомъ просилъ его написать объ этихъ предметахъ. Посланія
Представляютъ образецъ устава объ епитиміяхъ, котораго держались строгіе
духовные отцы древней Руси. Несмотря на удивительную суровость
запрещеній, здѣсь описанныхъ, мы признаемъ ихъ типичными для лучшихъ х) Ихъ не мало издано и обслѣдовано проф. Алмазовымъ, III, 243 — 265; I, 456 —
470- Къ нимъ можно отнести и изданныя нами Четыре Поученія духовника (Тексты,
ХЬѴ; Замѣтки, § 48). Отличіе послѣднихъ въ большей пространности и въ рабской
иависимости отъ древне-русской назидательной литературы. ®) Первое читается въ Устюжской Кормчей XIII в. и издано въ Р. И. В. ѴІТ
119 — 126; второе изд. Алмазовымъ, III, 254—255, но Требнику ХУІ в. 3) Тексты, ХЬѴІ; Замѣтки, § 49- *) Давать зановѣдь или епитимію чрезъ писаніе было въ обычаѣ п въ греческо іі
Церкви. Номок. Котел., 177.