Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
262 ПРНЛОЖ. II. ИСПОВѢДЬ ЗЕМЛѢ. падохъ предо образомъ Божіимъ, кляхся еже ми не согрѣшати и отцу
духовному не покаяхся44 х). Очевидно, исповѣдь духовнику замѣнялась
молитвой предъ иконой и клятвеннымъ обѣщаніемъ исправиться* 2). Обычай исповѣди безъ духовника, предъ святынями, возникшій на
Востокѣ и оттуда перешедшій на Русь, объясняетъ, мнѣ кажется, хри-
стіански-церковную сторону въ обрядѣ исповѣди землѣ. Покаяніе предъ
святынями подсказывало стригольникамъ легкій способъ обходиться безъ
духовника въ своей исповѣди. Но ставя на мѣсто иконы или гробницы
святого землю, наши сектанты слѣдовали, конечно, уже не церковнымъ
или христіанскимъ, а народнымъ, чисто языческимъ представленіямъ.
Стригольники, очевидно, почитали землю святыней, держались миѳологи¬
ческихъ воззрѣній. И. Наши языческіе предки-славяне почитали землю какъ бога. Прямыхъ
указаній на это въ древней письменности, сколько мнѣ извѣстно, не
встрѣчается3). Нѣтъ^уйоминаній и о жертвахъ землѣ. Но имѣется рядъ
косвенныхъ данныхъ, которыя убѣдительно доказываютъ, что нашъ земле¬
дѣльческій народъ глубоко чтилъ, прямо обоготворялъ свою кормилицу-
землю. „Ты небо—отецъ, ты земля—матьа, говорится въ народномъ за¬
клятьи4). Но уже древній лѣтописецъ видѣлъ въ такихъ представленіяхъ
отступленіе отъ истины православія. Обличая латинянъ, которые будто
бы „землю глаголютъ матерію14, онъ разсуждаетъ: „да аще земля имъ
мати, то отецъ имъ есть небо*5). Ясно, что въ осуждаемыхъ лѣтописцемъ х) Требникъ XVI в. Б-ки Троицкой Лавры № 227 (996), л. 126 об. 2) Но варіанты къ этому тексту имѣютъ иной смыслъ. Алмазовъ, Щ, 236,
по Требн. XVI в. И. Пуб. Б-ки: „в клятву и въ преступленіе впадохъ: многажды убо
падохъ предъ образомъ Божіимъ, кляхся еже ми не согрѣшати, и отцу духовному
поклихся, и паки многажды согрѣшихъ". Сборникъ XV в. Кир.-Бѣлоз. Б-ки (Петерб. Дух.
Акад.) .№ 6/1083, л. 144 об. „Въ клятву и преступленія впадохъ, многажды убо падохъ
предъ образомъ Божіимъ: кляхся еже ми не согрѣшити, и отцю духовному покаяхся и
паки ыногазды согрѣшихъ“,—Въ рукописяхъ часто встрѣчается „Покаяніе и исповѣданіе
утре и вечере предъ иконою или предъ крестомъ Господнимъ наединѣДля безпоповцевъ
это „Покаяніе и исповѣданіе** и замѣняетъ иногда или отчасти чинъ церковнаго покаянія.
Но первоначально это было, вѣроятно, простымъ покаяннымъ молитвословіемъ, произно¬
симымъ вѣрующимъ ежедневно, на обычной утренней и вечерней молитвѣ. Мы читали
„Покаяніе и исповѣданіе" по Общей Минеѣ, ркц. XV—XVI в. Моск. Дух. Акад.
Л= 77, л. 121. 3) Ссылка Аѳанасьева, Поэт. воззр., I, 142, на древнее Поученіе съ именемъ
Кирилла (напеч. въ Москвитянинѣ, 1844, I, 243), въ которомъ будто-бы древній пропо¬
вѣдникъ возстаетъ противъ нарицанія земли богомъ, по провѣркѣ оказалась неправильной. 4) Аѳанасьевъ, ІІоэт. воззрѣнія, III, 788. „Земля мать, небо отецъ". Ефименко,
Матеріалы по эіногр. рус. нябел. Арханг. губ., ч. II. Тр. Этн. Отд. Общ. Л. Естесів.
Антроп. и Этногр. V, 2, стр. 152. 5) Лавр. Л.3, 112; Йпат. Л. 78; Новг. 1, 59. А. Поповъ (Йстор.-лит. обзоръ'
цолем. сочин. противъ латин., 17 — 18) считаетъ это обвиненіе латинянъ не греческаго,