Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. V. УЧИТЕЛЬНАЯ ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ДГЕВЯЕ-РУССКАГО ДУХОВНИКА. 157 грабленія и насилія, милостыня при отсутствіи милосердія. Но главный
порокъ, съ которымъ имѣетъ дѣло и борется духовникъ, тотъ, что его
духовныя дѣти жили безъ покаянія, не признавая его обязательнымъ, явля¬
лись „жестоки" и тѣмъ ускользали изъ-подъ власти духовника, Впрочемъ, и
поученія духовниковъ, обращенныя къ одному изъ дѣтей и разсмотрѣнныя
выше, описываютъ въ сущности ту же самую борьбу духовныхъ руково¬
дителей древне-русскихъ христіанъ съ ихъ грѣхами и своеволіемъ: въ
ней, въ этой борьбѣ, заключается самая стихія духовішческой дѣятель¬
ности всѣхъ мѣстъ, временъ и эпохъ. Бъ этомъ и состоитъ, по нашему
мнѣнію, ихъ назидательное и церковно-историческое значеніе1). Не меньшее нравственное и кромѣ того дисциплинарное вліяніе на
древне-русское общество должны были имѣть духовническіл посланія и
поученія, лишенныя личнаго элемента. Они очерчивали духовнымъ дѣтямъ
опредѣленный кругъ нравственно-дисциплинарныхъ нормъ и заключали въ
этотъ кругъ человѣческую волю. Это не назиданіе въ собственномъ смыслѣ,
которое можно принимать или не принимать въ зависимости отъ настро¬
енія, это обязательное предписаніе, „заповѣдь" духовнаго отца, посредника
между вѣрующимъ и Богомъ, истолкователя Высшей воли, выраженной въ
Божественныхъ книгахъ, и отвѣтчика за нравственное состояніе вѣрующаго
на страшномъ судѣ. Такія поученія приближаются по своему содержанію
къ по исповѣднымъ по уч (‘иіямъ. И возможно, что значительная часть по¬
слѣднихъ возникла, путемъ передѣлки частныхъ наставленій, обращенныхъ
какимъ-либо духовнымъ отцомъ къ кому-либо изъ дѣтей. 9. Такой примѣръ представляетъ „Поученіе нѣкоего старца къ дѣтемъ
духовнымъ*, обращенное къ одному лицу и встрѣчающееся въ рукописяхъ
съ конца XV в.2). По содержанію своему это Поученіе представляетъ рядъ
безхитростныхъ наставленій, очерчивающихъ съ разныхъ сторонъ образъ
жизни друвне--русскаго порядочнаго христіанина, и изложено въ видѣ 1) Покойный Сретсвскій ссылался на „Поученіе духовнымъ дѣтемънаходящееся
въ Сборникѣ г. Болотова (Арх. Ист.-Юр. Свѣд. II, 1, стр. 104), въ ст. „Роженицы у
славянъ“ и проводилъ изъ памятника такое назиданіе: „Уклоняйся передъ Богомъ не-
(на)видимыхъ: молящихъ человѣкъ Роду и роженицамъ, Порену и Анолнну, и ВДокоти, и
Берегини, и всякимъ богомъ (и) мерзькимъ требамъ не приближайся \ Но рукописи Бо¬
лотова намъ не удалось, къ сожалѣнію, разыскать, и мы не знаемъ, изъ какого памят¬
ника приведенныя строки. 2) Издано ^шаговымъ, ІП, 245—247, и Смирновымъ, Древнерусскій духовникъ,
Серг. Пос. 1899 г., 104—106.—Намъ извѣстно еще нѣсколько списковъ этого памятника.
Разсчитываемъ издать его во II вып. „Матеріаловъ“.—Инокъ Ефремъ, авторъ Житія
Авраміа Смоленскаго (XIII в.), дѣлаетъ ссылку на „ІІотыть гіѣкоею отца духовито
и сыну духовку", изъ которой и приводитъ выдержку: „Корабль есмы мы, кормникъ
же Богъ всего міра“... Въ приведенномъ отрывкѣ говорится противъ осужденія ближняго
и о томъ, что пріявшаго благодать отъ Бога а даръ поученія весь міръ не можетъ
оскорбить. Житія прен. Аврамія Смол. — Памятники др.-рус. литературы, в. I, изд. И.
Ак. Н., 14. Первый издатель Житія (Прав. Ообес. 1858 г., III, 380) утверждаетъ въ при¬
мѣчаніи, что эта Повѣсть встрѣчается въ Златой Чѣпи XIV в. Но это неправда. Тамъ
есть очень распространенное въ древней письменности „Слово нѣкоего отца къ сыну