Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 1. Космогенез. Предыстория человечества (главы 1-11)
99
Бога; таким образом, вода и земля в указанных случаях
фигурируют как сотворцы, помощники Всевышнего в
процессе созидания животного мира.
Сотворение человека. Сад Едема
1
Согласно концепции Священнического кодекса, способ
творения Человека (тк(л) Адам), по-видимому,
принципиально отличался от того, как были сотворены все другие
сущности; во всяком случае, он был сотворен не словом Боэюьим
(см. Быт. 1:26—27). Бог сотворил Человека "по образу
Своему" (пиЛю; термин "образ" относится к Богу), "как подобие"
(тзэтэ; термин "подобие" относится к Человеку) Его (в
синодальном переводе принципиально неверно: "по подобию" sc.
Бога; 1:2638). Согласно версии Священнического источника,
особь мужского пола ("DT; sc. мужчина) и особь женского пола
(пэрз; sc. женщина) были сотворены одновременно; при этом
и мужчина, и женщина подпадают здесь под одну
категорию — "человек" (этк). (Аналогично в тексте Быт. 5:1—2,
также относящемуся к Священническому источнику.) Стихи
Быт. 1:26—27, между прочим, свидетельствуют о том, что
Ьиблия имеет в виду именно внутреннее, духовное "подобие"
человека {шкмужчины, так и женщины) Богу,
Божественному "образу", но никак не внешнее 39. С самого начала
мужчина и женщина осознают свои половые различия и
соответствующие функции и способны к размножению (ср. Быт. 1:28:
'"И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь..."). Первоначально предполагалось, что люди и жи-
иотные будут вегетарианцами {Быт. 1:29—30)40.
38 См. также Быт. 9:6.
39 Ср. Иов 33:4, 6; 32:8, 34:14—15 и Быт. 2:7.
40 Ср., однако, слова Бога, обращенные к Ною и его сыновьям после
Потопа (Быт. 9:3): "Все движущееся, чтб живет, будет вам в пищу; в ваши
руки отданы они".