Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 2. Эпоха патриархов (главы 11:27—50:26) \ЬЪ
Сказанное, как кажется, позволяет предположить, что
говорившееся Иосифом фараону о Господе (Адоне)-YHWH
вполне могло восприниматься царственным гиксосом-су-
тием как относящееся кВаалу-"господину". Напомним
также в этой связи, что среди аморейско-сутийских теофор-
ных антропонимов из Мари (XVIII в. до н. э.) встречается
имя Ya(A)wi-Adad, т. е. "Адад [суть] Ya(/?)wi"218,
предполагающее, что в определенных сутийских кругах Ya(A)wi
отождествлялся с Ададом-Ваалом.
Литература
Бендер И. Г. К вопросу о делении источников книги Бытия //
Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН
СССР. Т. III, вып. 2. Л., 1928.
Auzou G. Au commencement Dieu сгёа le monde; l'istoire et
lafoi.R, 1973.
Beauchamp P. Creation et separation. P., 1969.
Brueggemann W. Genesis. A Bible Commentary for Teaching
and Preaching. Atlanta, 1982.
Cassuto U. A Commentary on the Book of Genesis. Trans, by
/. Abrahams. 2 vol. Jerusalem, 1961.
EngelH. Die Vorfahren Israels in Agypten. Frankfurt, 1979.
Franxman T. W. Genesis and the "Jewish Antiquities" of Flavius
Josephus // Bibliotheca Orientalis 35, 1979.
Garrett D. A. Rethinking Genesis. Grand Rapids, 1991.
Hallo W. W. Sumerian Literature Background to the Bible //
Bible Review IV, 3 (1988). P. 28—38.
Hamilton D. A. The Book of Genesis 1—17. Grand Rapids,
1990.
Hillers D. R. Covenant: The History of a Biblical Idea.
Baltimore, 1969.
щее "Цафон-YH" [YH — сокращенная форма Имени YHWH]); в частности,
ijik звали одного из библейских пророков; 3. в тексте книги Числ 26:15 сре-
ци вышедших из Египта потомков Гада упоминается "род Цафона (Цефо-
2,8См.: ТЕТРАГРАММАТОН (экскурс).