Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
207
Раздел 5
Синайское Откровение и Завет с Господом.
Декалог. Книга Завета. Скиния собрания
Традиция, идентифицирующая гору Синай
(называемую также в ряде пассажей Хорив [Хорев]) с
Джебель Муса (араб. "Гора Моисея") на юге
Синайского полуострова, восходит к IV в. н. э., когда на ней
поселилась группа христианских монахов111. К северу от
пика Джебель Муса, на высоте более чем 1500 м над
уровнем моря, до сих пор функционирует греко-православный
монастырь св. Екатерины, основанный в VI в. н. э. На
территории монастыря находится колодец, у которого,
согласно традиции, Моисей встретился со своей будущей женой
Сепфорой (Циппорой). Тут же можно видеть куст,
который, согласно традиции, произрос от неопалимой купины —
несгораемого тернового куста, из среды которого Господь
говорил с Моисеем112.
Моисей взошел на гору Синай, и Господь повелел ему
передать евреям слова, выражающие сущность Его Завета
с Израилем: "...Итак, если вы будете слушаться Гласа
Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех
народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у меня царством
священников и народом святым..." (Исх. 19:5—6).
Через три дня Господь сошел в огне на гору Синай,
которая вся дымилась и содрогалась113. С вершины горы
1,1 Нет сомнений, что эта традиция восходит к еще более ранним
временам. См., например: Aharoni Y. Kadesh-Barnea and Mount Sinai // God's
Wilderness. Ed. by 5.Rothenberg. L„ 1961. P. 161—170; LaSor et al OLd
Testament Survey. P. 130.
112 Крона куста огнем сверкает на солнце, в чем автор этих строк имел
возможность убедиться, посетив монастырь зимой, т. е. в то же время года,
когда Моисей увидел несгораемый терновый куст. Говорят, что черенки этого
куста не приживаются ни в каком другом месте.
113 Гору Синай в повествовании книги Исхода следует рассматривать
как бы в двух планах — земном (гора на Синайском полуострове) и косми-