Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
114
Глава III. Бытие
Энки-Эйя создал его "как образец человека" и наделил его
мудростью (ср. Иез., гл. 28; Иов 15:7—8). В обязанности
Адапы входило, кроме прочего, снабжать богов рыбой.
Однажды Южный Ветер перевернул его лодку, и Адапа,
разгневавшись, сломал этому Ветру крыло. Верховный бог
Ану повелел Адапе явиться к нему на небеса, дабы
держать ответ за содеянное. Энки-Эйя советует сыну не
прикасаться к хлебу и воде, которые ему будут предложены на
небесах, ибо они принесут ему смерть. Так он и сделал,
отказавшись от предложенного Ану по законам
гостеприимства угощения. Верховный бог сообщил Адапе, что этим
поступком последний лишил себя бессмертия, ибо ему были
предложены хлеб и вода жизни. Конец таблички сломан,
но контекст предполагает, что Ану простил Адапе
содеянное с Южным Ветром и отправил его обратно на землю.
Итак, подобно тому как библейское Древо жизни остается
в запредельном для земного человека Саду Едема, в
данном мифе средство, дающее бессмертие, также находится
в потустороннем, небесном, мире. Напомним, что и в
эпосе о Гильгамеше растение молодости произрастает на дне
Океана, т. е. также в неземном мире.
Сыны Адама и Евы
"И человек (о*ш [ha- 'adam]\ с определенным артиклем
л [ha-]. —И. Т.) познал Еву, жену (женщину. —И. Т.) свою; и
она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я мужчину
(или: мужа; W>H [ 'uut]; имеется в виду сын Каин или же Адам,
действительно ставший теперь ее мужем 81. — И. Т.) с Гос-
81 Как замечает в этой связи И. Н. Винников, "у многих народов,
особенно скотоводческих, брачные узы становятся прочными только с рождением
ребенка мужского пола. Это вызвано стремлением главы семьи сохранить в
пределах семьи народившуюся личную собственность и получившим
развитие культом предков. И Ева говорит: я приобрела мужа вместе с Богом — Бог
сотворил его, а я, родив сына, приобрела право на него". (Социальная
сущность сказания о первом братоубийстве // Палестинский сборник. Вып. 25(88),
1974. С. 39.)