Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 1. Космогенез. Предыстория человечества (главы 1-11)
119
ного, который стремился отмстить убийце. Дабы Каин не
был узнан духом Авеля, он обмазывается какой-то
краской, либо получает некий знак на лбу ("Каинова печать"),
показывающий жаждущему мести духу жертвы, что
убийца уже расплатился за содеянное или понес определенное
наказание (как это практикуется у первобытных народов)92.
У Адама и Евы родился еще один сын — Сиф (Шет).
"У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос;
тогда начали призывать Имя Господа (YHWH)" {Быт. 4:26).
Все человечество восходит именно к Сифу и Еносу (Эно-
шу; еврейское илэк [корень в других афразийских языках
пока что не обнаружен] буквально означает "человек"), ибо
потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа;
Потоп пережил только их потомок — Ной и его семейство.
Ряд ключевых фигур из генеалогии Каина (включая его
самого; си. Быт. 4:17—24 [Яхвист] ) находят своего
двойника (как бы замену) в родословии Сифа (Быт., гл. 5;
Священнический кодекс). Так, сын Еноса Каинан (вариант Септуа-
гинты, в масоретском тексте Кейнан), ъ е. "кузнец" или
"малый кузнец", выступает как дублет самого Каина и/или
Гувала по прозвищу "Каин" (4:22). И сын Каина Енох, и его
ннук Ирад, и внук последнего Мафусаил, и Мафусаилов сын
Ламех имеют своих двойников-сифидов93. Так что Енос-че-
цовек, по сути, может быть скоррелирован с земным Адамом.
Всемирный Потоп
События, связанные со Всемирным Потопом,
описываются в гл. 6—9 книги Бытия. Писание содержит две вер-
92 Фольклор в Ветхом Завете. С. 49—62.
93 Об Енохе-сифиде сказано, что он прожил 365 лет и что он "ходил с
I.oiom; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5:23—24). В эпоху
hi цинизма и римский период появляются псевдэпиграфы, содержащие элок-
нштные описания путешествий Еноха на небеса и в Шеол, а также астрономи-
•ич*кие выкладки.
Мафусаил-сифид прожил дольше всех библейских личностей — 969
ч«| (Быт. 5:27). Отсюда выражение "Мафусаилов век".