Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 5. Кодекс святости
263
лом. Для адекватного понимания данного религиозного
феномена следует учитывать широкое распространение в
сиро-ханаанейском регионе культа (деифицированных)
предков, несовместимого с почитанием израильтянами
единственно Господа Бога (подробно об этом см. ниже, гл.
VII ["Второзаконие"], разд. 4).
Священники не могли брать в жены блудницу,
обесчещенную (лУ?п)105, а также жену, отверженную своим
мужем. Первосвященник не мог, кроме того, жениться на
вдове, но должен был взять девицу (nVinn; "девственницу") из
народа своего.
Никто из семени Аарона, имеющий увечье, не
должен участвовать в жертвоприношениях Господу, однако он
может вкушать соответствующие части жертв {Лев. 21:22).
Согласно Лев. 22:1—16, состояние нечистоты
лишает священника права касаться "святынь"
(жертвоприношений Господу) и вкушать их части. В жертву следует
приносить только беспорочных животных {Лев. 22:17—27).
Праздники Господни
Гл. 23-я Левита посвящена "праздникам106
Господним, в которые должно собирать священные собрания":
Субботе107; Пасхе и празднику Опресноков; празднику
Первых плодов; празднику Трубного звука (njmn ]лэт); Дню
искупления; и празднику Кущей. О Пасхе мы уже
говорили в связи с Исходом евреев из Египта (см. гл. IV
["Исход"]). Здесь же отметим следующую особенность: если в
книге Второзакония 16:1—8 Пасха и праздник
Опресноков (гш»л ап) полностью идентифицируются (ср. Исх.
105 По традиции, родившаяся от запрещенного брака. Согласно
Иосифу Флавию, женщина, имеющая сомнительное целомудрие (например,
служанка, пленная и т. п.).
106 в тексте употреблен термин опзпй — "точно определенные времена".
107 О Субботе речь шла выше, в гл. III ["Бытие"], разд. 1.