Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
355
Раздел 4
Монотеизм Пятикнижия
и полемика с культом духов предков.
Библейские и ханаанейские представления
о бессмертии души и загробном мире
1
В Левите и Второзаконии содержатся прямые
категорические запреты на поклонение духам
перешедших в мир иной и контакты с ними, а также с
медиумами, через которых такое общение может
осуществляться. В Лев. 19:31 зафиксированы следующие слова
Господа: «Не обращайтесь к духам предков (пэкл; или "вызы-
вателям духов предков (праотцов)"83. — И. Т.) и знающим
духам (или "предсказывающим духам"; очзггп; возможен
также перевод: "знахарям", "вызывателям знающих духов". —
И. 7!)84; не ищите, чтобы впасть в нечистоту (или
"оскверниться". — И. Т.) через (общение) с ними. Я — Господь, Бог
ваш». В Лев. 20:6 мы читаем: "Тот, кто обратится к духам
предков (гакп) и знающим духам (очутп), совратившись
(поклонением) им, на того обращу Я Лице Мое и истреблю его
из среды народа его". В Лев. 20:27 говорится: "И мужчина
или женщина, если окажется между ними вызыватель духов
предков (тк) или знахарь (чут), смерти да будут они
преданы, каменьями да будут они побиты, кровь их на них". Во
Втор. 18:11 (вероятно, знакомом со священническими
предписаниями Лев. 19:31, 20:6, 27) сказано следующее: «Да не
находится у тебя... вызыватель (букв, "спрашивающий". —
83 В 7 Сам. [1 Цар.] 28:7 вызывательница духов предков обозначена
какачх nVva nwx.
84 В тексте Ис. 8:19 термины тахл и о'игрл употребляются как
синонимы слова отоп — "мертвые".