Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
301
Раздел 4
Левиты в книге Числ
1
В то время как в книге Левита основное
внимание уделяется священникам, книга Числ содержит
обширные материалы о левитах48. Прежде чем
обратиться к соответствующим текстам, отметим, что
существует точка зрения, согласно которой левиты являлись
членами группы родов религиозных функционеров в
древнем Израиле, получивших особый религиозный статус
предположительно в результате того, что во времена
Моисея истребили почитателей золотого тельца (Исх. 32:25—
29). Левиты заменили первенцев мужского пола из сынов
Израилевых (Числа, гл. 3 и 8), которые были посвящены
служить Господу, будучи спасены Им от смерти во время
первой Пасхи (Исх., гл. 12). [Подробнее об этом см. ниже.]
Согласно одному из предположений, левиты
первоначально составляли светское колено, носившее имя (по
мнению некоторых, лишь символически) Левия, третьего
сына Иакова и его первой жены Лии. В то же время
отмечается, что если левиты когда-либо и были членами
светского колена, то во всяком случае ко времени овладения
израильтянами Землей Обетованной его, вероятно, уже не
существовало; ибо левитам, в отличие от двенадцати
колен Израилевых, была выделена не отдельная собственная
территория, а 48 городов, расположенных по всей стране
(Числа 35:1—8). Некоторые исследователи, правда,
утверждают, что образуй даже левиты колено, наподобие дру-
48 По поводу термина левит в Еврейской Библии см. гл. V, разд. 1,1.
В современной синагогальной практике левитом называют
молящегося, благословляющего чтение второго установленного пассажа из Закона во
время службы.