Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
334
Глава VII. Второзаконие
Раздел 2
Композиция и основное содержание
Композиционно книга Второзакония напоминает
договор между сюзереном и вассалом, причем
договор, структура которого лучше коррелируется с
соответствующими хеттскими и аккадскими документами
XV—XIII вв. до н. э., чем с арамейскими и ассирийскими
договорами VIII—VII вв. до н. э. По сути упомянутые
договоры представляют собой клятву вассала хранить
верность своему сюзерену35. Они обычно состоят из трех
основных частей: в первой дается обзор исторических
событий, предшествовавших договору, предыстория
взаимоотношений договаривающихся сторон; во второй —
излагаются по пунктам права и обязанности, вытекающие
из договора, условия договора — собственно закон; в
третьей — перечисляются угрозы и проклятия нарушителю
договора и благословения тому, кто его соблюдает. В
арамейских и ассирийских документах обычно отсутствует
первая часть. Что касается книги Второзакония, то в ее
начальных главах (1—И) содержатся исторический обзор
речений Господа, обязательства Израиля по отношению к
Господу и обзор странствований евреев от Синая (Хори-
ва) до земли Моава; главы 12—26 содержат само
законодательство; в текстах 27:15—26 и 28:15—68 содержатся
проклятия, а в 28:1—14 — благословения Господни36.
По содержанию Второзаконие представляет собой
три прощальных обращения Моисея к израильтянам, ког-
35 Особо отчетливо этот аспект отражен, например, в договорах
ассирийского царя Асархаддона (681—669 гг. до н. э.).
36 Такая организация материалов соответствует литургии праздников
обновления Завета, справлявшихся израильтянами в домонархический
период. В рамках данного культового контекста сохранялись и передавались очень
древние законы.