Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
84
Глава III. Бытие
Сотворение мира
1
Творение мироздания представлено в книге Бытия в
двух версиях: 1:1—2:4а (версия Священнического
источника) и 2:4Ь—25 (Яхвистская версия). Интерпретация
описания космогенеза в первой главе книги Бытия вызывает
значительные затруднения. Так, в стихе первом говорится,
что "в начале", в первый день Творения, "сотворил Бог небо
и землю" (рхл run D*>BWn гж). Из дальнейшего же
повествования явствует, что "небо" было сотворено только во
второй день (стихи 6—8), а "земля" — в третий (стихи 9—10).
Кроме того, как отмечал еще римский император Флавий
Клавдий Юлиан (в христианской традиции — "Отступник";
361—363 гг.) в первой книге своего сочинения "Против
христиан", в кн. Бытия, гл. 1 ничего не говорится о
сотворении Богом тьмы, первозданного Океана (в Синодальном
переводе "бездна"; см. ниже) и других вод (ср. стих 2: «...и
тьма над Океаном; и Дух Божий (или, что представляется
более точной интерпретацией: "сильный ветер"; см. ниже. —
И. Т.) (про)носился над водами»); отсюда Юлиан (как и ряд
современных ученых2) делает вывод, что Бог "лишь
упорядочил существовавшую до того материю". Думается, что
прояснить проблему позволяет допущение, согласно
которому еврейское "небо и земля" в стихе 1 является калькой
с шумеро-аккадского понятия "ан-ки ", букв, "небо-земля",
служившего для обозначения всей Вселенной3. Термин
Ср., например: Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. Пер. с англ.
А. С. Рапопорт. Отв. ред. В. А. Якобсон. М., 1991. С. 93; Speiser E. Genesis. 3rd
ed. N. Y., 1980. P. 3, 12—13.
3 См., например: Крамер С. Н. История начинается в Шумере. Пер. с
англ. Ф. Л. Мендельсона. 2-е изд. Предисл., пер. поэтических текстов и ком-
мент. В. К. Афанасьевой. М, 1991. Р. 91; Якобсен Т. Сокровища тьмы.
История месопотамской религии. Пер. с англ. С. Л. Сухарева. Отв. ред. И. М.
Дьяконов. М.,1995. С. 192 ff.; От начала начал. Антология шумерской
поэзии. Вступ. ст., пер., коммент., словарь В. К. Афанасьевой. СПб., 1997.
С. 21—22.