Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
270
Глава V. Левит
быть нанесено ему"124. При этом должен быть "один
закон" (тпк иэю») как для "пришельца", так и для
"урожденного в Израиле" (17—22).
Субботний и Юбилейный годы
Дальнейшим развитием идеи Субботы являются древ-
неизраильские институты Субботнего и Юбилейного
годов, о которых говорится в 25-й гл. книги Левита.
Постановления о Субботнем годе содержатся в текстах Лев.
25:1—7, 18—22 (см., кроме того, 26:34—35), а также Исх.
23:10—11 и Втор. 15:1—11. Каждый седьмой год
устанавливается "Суббота покоя для земли, Суббота Господня": в
этот год не следует обрабатывать и засевать землю и
обрезывать виноградник и маслину. «Что само вырастет (rPDO;
"самосев". — И. Т.)125 на жатве твоей, не сжинай, и
гроздьев с необрезанных лоз твоих не снимай ... И да будет
Суббота земли (уixn raw) вам в пищу, тебе и рабу твоему,
и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему,
которые живут у тебя», "и неимущим из народа твоего", "и
скоту твоему, и зверям, которые на земле твоей, да будет
всякое произведение ее в пищу" (Лев. 25:4—7; Исх. 23:11).
При этом шестой год, по благословению Господа,
доставит произведения земли на три года (Лев. 25:20—22). [Ср.
Исх. 16:22, 29 о двойной порции манны, которую давал
Господь израильтянам на шестой, предсубботний, день
недели во время странствований в пустыне.] Таким
образом, в постановлении о Субботнем годе сочетаются
теологический (не только человек, но и сама земля справляет
Субботы Господни), экономический (восстановление ро-
дотворной силы земли) и социальный (пропитание для
неимущих, рабов и т. д.) аспекты.
124 См. также Исх. 21:24; Втор. 19:21. [См. также примеч. 121 к гл. IV
("Исход").]
125 Септуагинта: autouata; Вульгата: quae sponte gignet humus.