Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 4. Монотеизм Пятикнижия и полемика с культом духов предков... 379
священники (ср., например, Лев., гл. 13—14); левиты
заменяют первенцев (Числа 3:11—14; 8:16—19), игравших, как
засвидетельствовано, первостепенную роль в культе
предков на древнем Ближнем Востоке158. Погребальный культ
отделяется от Святилища (Скинии, впоследствии Храма) и
священства (ср. Лев., гл. 21)159,160. В определенном смысле
можно сказать, что подобно тому, как священники и
левиты стояли на страже Святилища — сакральной
репрезентации вышнего мира на земле, они также "охраняли" и сам
трансцендентный мир от языческой профанации.
ЭКСКУРС
Возможное знакомство древнегреческих мыслителей
с библейскими (израильско-иудейскими)
и ханаанейскими представлениями о бессмертии души
Данные ряда источников позволяют предположить,
что концепция бессмертия духа (души), являющегося
носителем индивидуальности, самости человека, нашедшая
158 См.: Milgrom. Numbers. P. XXXIII, XXXVI и Комментарии к
Числам 3:11—14. (См. также гл. VI ["Числа"], разд. 4.)
159 См. также гл. V ["Левит"], разд. 5. Специальные правила для
священников.
Можно предположить, что в установлении, согласно которому
прикоснувшийся к мертвому телу человека или к гробнице будет нечист семь дней и
должен совершить очищение водой и пеплом рыжей телицы {Числа, гл. 19),
нашел отражение отголосок полемики с культом мертвых. (Ср., например, Ис.
65:4.)
160 Запрет священникам употреблять вино и крепкие (интоксицирую-
щие) напитки (ЧЭШ) во время Богослужения (Лев. 10:9—11) мог быть связан
со стремлением элиминировать возможное появление под их воздействием
галлюцинаций, связанных с "видениями" картин потустороннего мира.
В связи с этим напомним, что, например, в брахманизме и
зороастризме жрецы во время ритуальных действий употребляли вино и
галлюциногенные напитки (например, напиток сомы/хаомы, получаемый из растения
могильника (Perganum harmala) и, возможно, тождественный напитку манг), благодаря
воздействию которых погружались в транс и совершали мистические "вояжи"
в мир богов и духов. (Ср. также напиток кикеон, использовавшийся в элевсин-
ских мистериях и содержавший, вероятно, производные спорыньи.)
13 -790