Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
142
Глава III. Бытие
ИАКОВ-ИЗРАИЛЬ И ЕГО СЫНОВЬЯ
У Исаака и его жены Ревекки было два
сына-близнеца, Иаков и Исав; причем Исав143 вышел первым из
утробы матери (Быт., гл. 25). Однако Иакову с помощью
матери удалось добиться того, что перед смертью Исаак
благословил именно его как первородного сына (Быт., гл.
27). Е. Спейзер усматривает параллель к этому рассказу в
хурритских текстах из Нузи (XV в. до н. э.). Так, в хуррит-
ском обществе право первородства необязательно являлось
следствием хронологического первенства; оно могло быть
установлено личным решением отца. При этом наиболее
важными распоряжениями считались те, которые делались
на смертном одре. И такого рода распоряжения обычно
начинались формулой: "Вот я состарился"144 (ср.: Быт.
21А "Когда Исаак состарился...").
Иаков, он же Израиль (см. Быт. 32:25—28; Яхвист),
— обычно это имя интерпретируют как "Бог сражается" или
"Да сразит Бог" (врагов, в частности врагов носителя
имени; ср., однако, гл. VII, разд. 4, II), — подобно Исааку, взял
жен из семьи своих родичей в Верхней Месопотамии. От
своей старшей жены Лии (букв. "Дикая корова", видимо,
когда-то тотемное животное группы племен145) он родил
шестерых сыновей: Рувима (Реувена), Симеона (Шимона), Ле-
вия (Леви), Иуду (Иехуду), Иссахара и Завулона (Зевулуна);
а от рабыни Лии, Зелфы — Гада и Асира (Ашера). От
младшей и любимой жены своей Рахили (Рахели, букв. "Овца")
Иаков родил Иосифа (Йосефа) и Вениамина (Бинъямина), а
го семейного (трактат "Либо — либо"). «Выбор между эстетической и
этической стадиями не дает решения проблемы существования. Настоящим
ответом является не "либо — либо", а "ни — ни". Кьеркегор прокладывает путь
между "Сциллой эстетического существования и Харибдой этического"
(Gilson E. Recent Philosophy. N. Y., 1966. P. 77), пробиваясь к религиозной
этике» (Быховский Б. Э. Кьеркегор. М., 1972. С. 149).
143 Исав стал родоначальником эдомитян (идумеев). Идумеянином был,
например, иудейский царь Ирод (37—4 гг. до н.э.).
144 Genesis. P. XLI—XLII, 212—213.
145 Дьяконов. Переселение заречных племен ('ибрим). С. 274.