Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
388
Глава VII. Второзаконие
Раздел 5
Третье прощальное обращение
Моисея к Израилю.
Песнь и Благословение Моисея
1
Третье прощальное обращение Моисея,
зафиксированное в тексте Второзакония 28:69[29:1]—
30:20, содержит «слова Завета, который Господь
повелел Моисею заключить с сынами Израилевыми в
земле моавитской, кроме (laV»; "помимо". — Я. Г.) Завета,
который Господь заключил с ними на Хориве».
Заключение Завета на равнинах моавитских может
рассматриваться и как торжественное возобновление Синайского
Завета, заключенного Господом с предшествующим поколением
израильтян, и как дополнение к первому Завету. Третье
обращение Моисея к Израилю можно было бы
подразделить на три части:
1) Втор. 29:1—29. В данном пассаже Законодатель
отмечает относительно Завета Бога с евреями,
заключаемого в земле моавитской, следующее: "Не с вами одними
заключаю я этот Завет и этот клятвенный договор, а как с
тем, кто присутствует здесь с нами, стоит сейчас перед
Господом, Богом нашим, так и с тем, кто отсутствует здесь
с нами сегодня" (стихи 14—15); т. е., вероятно, и с тем,
кто еще не пришел в этот мир (а также, возможно, и с уже
перешедшими в мир иной). Центральная идея Завета —
поклонение единому Богу и отказ от любых форм
язычества. Соблюдение Завета ведет к общенародному и
индивидуальному успеху и благоденствию, нарушение — к
бедствиям страны, народа и отдельных лиц. В заключение
данной части в имплицитной форме высказывается мысль
о бесперспективности мистико-эзотерических изысканий