Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
321
Раздел 1
Наименование, датировка и обстоятельства
возникновения
Наименование Второзаконие является переводом
греческого названия AeoTepov6|iiov, данного этой
книге в Септуагинте. Греч. Aeoiepovopiov
восходит в свою очередь к евр. п*пп паи?» [Мишне Тора],
"Изъяснение (Повторение, Изложение) Учения" (ср. Втор. 1:5:
"За Иорданом, в земле моавитской, начал Моисей
изъяснять это Учение")1. Еврейское название книги — Элле хад-
Деварим ("Вот слова"), или просто Деварим ("Слова";
опт), — дано по ее начальным словам.
Как было отмечено выше (гл. II), большинство
исследователей, вслед за В. М. Л. де Ветте, полагают, что книгу
Второзакония (точнее, ее главы 12—26 [Девтерономичес-
кий кодекс] или 5—26) следует отождествить с
обнаруженной первосвященником Хелкией в Храме в 621 г. до н. э.
"Книгой Учения (Торы)" и что, следовательно,
Второзаконие (или его первоначальная версия) возникло,
по-видимому, около этого же времени. Об обстоятельствах
обнаружения Книги Учения и проведении иудейским царем
Иосией (639—608 гг. до н. э.) религиозной реформы
сообщается во 2 Цар. [4 Цар.] 22:1—23:28 и 2 Хр. [2 Пар.], гл.
34—35. В первом пассаже говорится следующее: «Восьми
лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год
царствовал в Иерусалиме; имя матери его Йедида, дочь Адайи,
1 Ср. Втор. 17:18—19: "Но когда он (sc. царь Израиля. — И. Т.) сядет
на трон царства своего, (пусть) спишет себе список закона (л"ппл лдо») сего в
книгу, с (той, которая находится) у священников-левитов. И да будет она при
кем, и да читает он ее все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа,
liora своего (и) блюсти все слова Учения (лттл) сего, и законы сии
исполнять". Ср. также кн. И. Нав. 8:32.