Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
338
Глава VII. Второзаконие
Раздел 3
Первые два прощальных обращения
Моисея к Израилю
Итак, в основе содержания книги Второзакония
лежат три прощальных обращения Моисея к
израильтянам, когда они находились на равнинах Моава38.
После краткого введения {Втор. 1:1—5), в котором
приводится точная локализация места, где Моисей обращался
к евреям, — за Иорданом, на равнине (пустыне степной)
против Суфа, между Фараном и между Тофелом, Лаваном,
Хацеротом и Ди-Захавом, на расстоянии одиннадцати дней
пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадесу-Варни, —
и указания на время этих обращений (первый день
одиннадцатого месяца сорокового года после Исхода евреев из
Египта39) следует первое обращение Моисея к Израилю. Его
основное содержание посвящено постановлениям и
деяниям Бога и обзору странствований евреев от Хорива
(Синая) до земли Моава (1:6—4:40). Моисей часто
воспроизводит Собственные Слова Господа. Законодатель отмечает
следующие основные вехи в истории странствований
израильтян, длившихся более тридцати восьми лет и восьми
месяцев (ср. Числа 10:11 иВтор. 1:3; ср. также Втор. 2:14):
посылка соглядатаев из Кадеса-Варни в Землю Обетован-
38 Ср. следующий фрагмент из диспута мудрецов конца I — первой
трети II в. н. э. (Вавилонский Талмуд, трактат Зевахим, 115Ь): "Рабби Ишмаэл
говорит: об установлениях всеобщего характера говорилось на Синае, а об
установлениях особого характера в Скинии собрания. Рабби Акива говорит:
как об установлениях всеобщего характера, так и об установлениях особого
характера (первоначально) говорилось на Синае. Они были повторены в
Скинии собрания и сообщены в третий раз на равнинах Моава".
Точка зрения рабби Акивы стала преобладающей в еврейской
традиции.
39 Возможно также, что здесь указываются место и время только
первого обращения Моисея к израильтянам. Ср. Втор. 4:44—49 и 28:69 [29:1].