Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
43
Раздел 2
"Богословско-политический трактат" Спинозы
Значительный вклад в исследование Библии внес
еврейско-голландский философ Бенедикт (Барух)
Спиноза (1632—1677), опубликовавший анонимно
в 1670 г. в Амстердаме (в целях конспирации местом
издания был указан Гамбург) книгу под названием "Tractatus
Theologico-Politicus, Continens Dissertationes aliquot,
Quibus ostenditur Libertatem Philosophandi non tantum salva
Pietate, et Reipublicae Pace posse concedi: sed eandem nisi
cum Pace Reipublicae, ipsaque Pietate tolli non posse"
("Богословско-политический трактат, содержащий несколько
рассуждений, показывающих, что свобода
философствования не только может быть допущена без вреда
благочестию и спокойствию государства, но что она может быть
отменена не иначе, как вместе со спокойствием
государства и самим благочестием") — основополагающий труд
в области исторической критики Библии и библейской
герменевтики21. В качестве методологической основы
Спиноза выдвигает принцип, согласно которому "мы
должны утверждать только то, что очевидно из самого
Писания или что выводится путем законных заключений
только из его оснований, а не из того, что кажется
согласным с разумом"(гл. VIII), т.е. "нам не позволительно
извращать смысл Писания по внушениям нашего разума
и сообразно с нашими предвзятыми мнениями, но все
познание о Библии должно заимствовать только из нее".
"Общее правило толкования Писания таково: не припи-
21 Значительная часть трактата посвящена также рассмотрению
вопросов, связанных с религиозно-политическим устройством государства
вообще, и анализу особенностей государства древних евреев в частности. Кроме
прочего, Спиноза допускал возможность возрождения еврейского
государева в будущем.