Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
190
Глава IV. Исход
Раздел 3
"Отпусти народ Мой". Десять казней
египетских
1
Целый ряд вопросов, связанных с Исходом евреев
из Египта, на первый взгляд, крайне
трудноразрешимы. Например, на что рассчитывает Моисей,
настойчиво прося фараона отпустить народ в пустыню, на
три дня пути, дабы совершить паломничество (ДП, хаг (ср.
араб, хадж:); в Синодальном переводе: "праздник"),
служение и принести жертвы Господу Богу? (См. Исх. 5:1, 3,
7:16, 26 [8:1], 8:23—24[27—28], 10:3, 24—26, 12:31; см.
также 3:18, 8:16 [20], 9:1, 13.) Фараон, отпуская
израильтян совершить служение Господу в пустыне, просит их
помолиться о нем (Исх. 8:24[28]) и благословить его (Исх.
12:32). Израильтяне не только нашли милость в глазах
некоторых египтян (несмотря на поразившие страну
катаклизмы в результате казней египетских; см. ниже), но и,
уходя, получили от них золотые и серебряные вещи и одежду
(см. Исх. 3:21—22, 11:3, 35—36). Часть подданных
фараона боялась Господа (Исх. 9:20), "и множество
разноплеменных людей" даже "вышли" с израильтянами из Египта,
дабы совершить с ними паломничество и принести
жертвы Богу (Исх. 12:38)64. В то же время в земле Раамсес
проживали и иные египтяне, которые смертельно ненавидели
и категорически отвергали религиозные воззрения
израильтян (см., например, Исх. 8:21—23[25—27]65).
64 Ср. Лев. 24:10 ff.
65 Судя по данному тексту, фараон, допускавший Богослужение евреев
на территории столичного округа, был в определенной мере ближе к первой
группе египтян земли Раамсес.