Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
223
Раздел 1
Наименование и датировка.
Sitz im Leben книги Левита
1
Синодальное название третьей книги Пятикнижия
Моисеева — "Левит" — восходит к ее
наименованию в Септуагинте как Aeouucov. Грамматически
этот термин является прилагательным, что предполагает
полное название данного произведения как "Левитская
(книга)", или "Книга, предназначенная для левитов";
впрочем, возможна и интерпретация как "Священническая
(книга)" (см. ниже). Еврейское наименование книги —
трп (Ваййкра ["И воззвал"]).
Значение термина "левит" носит двойственный
характер, и подчас он употребляется в double entente. С одной
стороны, левиты — это потомки Левия, одного из
двенадцати сыновей Иакова-Израиля, а с другой —
священнослужители, подчиненные и помогающие священникам,
потомкам Аарона1. Аарон, один из потомков Левия и первый
израильский первосвященник, является основной фигурой
в книге Левита2.
В то же время обращает на себя внимание тот факт,
что в данной книге Торы левитам не отводится какой-то
особой роли (собственно левиты упоминаются здесь лишь
однажды, в тексте Лев. 25:32—33) в отличие от книги Числ,
где им уделено первостепенное внимание. В связи с этим
следует отметить, что в библейском иврите термин "леви-
После Исхода из Египта израильское священство в идеале должно
Оыло состоять только из представителей колена Левия. Ср., например, Числа
U2.
Подробно о левитах см. ниже, гл. VI ["Числа"], разд. 4.