Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
262
Глава V. Левит
спрашивайте, чтобы не стать нечистыми через (общение)
с ними. Я Господь, Бог ваш. Пред сединою вставай, и
почитай лице старца; и бойся Бога твоего. Я Господь. Когда
поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его.
Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же,
что урожденный из вашей <среды>; люби его, как себя
(выделено нами. — И. Т.); ибо и вы были пришельцами в
земле египетской. Я Господь, Бог ваш. Не делайте
неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас
весы верные, гири верные, эфа102 верная и гин103 верный.
Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли
египетской. Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои, и
исполняйте их. Я Господь". Таким образом, культ и мораль,
корректная религиозная жизнь и праведное общественное
поведение мыслятся в неразрывном единстве.
Гл. 20-я содержит перечень наказаний, которым
следует подвергнуть нарушивших заповеди и запрещения,
приведенные в гл. 18—19 Левита и ряде предыдущих.
Специальные правила для священников
В 21-й главе содержатся специальные правила для
священников. Священникам не дозволяется участвовать в
погребальных обрядах, за исключением похорон
ближайших родственников; предписывается не выбривать в знак
траура плешь на голове, не обрезать края бороды и не
выцарапывать на теле царапин, как это делали язычники104.
Что касается первосвященника, то он вообще не должен
был участвовать в погребении почивших. Таким образом,
погребальный культ в древнем Израиле был отделен от
Святилища (Храма) и священства, являясь семейным де-
Мера сыпучих тел (ок. 40 л).
Мера жидкостей (ок. 6,5 л).
Ср. Лев. 19:27—28 и Втор. 14:1—2 о мирянах. См. также выше.