Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
183
Раздел 2
Моисей и возрождение религии Яхвизма
Какова же была религиозная ситуация в среде
пребывающих в египетском рабстве евреев до
прихода к ним Моисея? В тексте Исх. 6:5—7 Господь
говорит: "И Я услышал стенание сынов Израиля о том, что
египтяне держат их в рабстве, и вспомнил Завет Мой
(Завет с Авраамом, Исааком и Иаковом; см. Исх. 6:4, 2:24. —
И. Т.).И так скажи сынам Израиля: Я — Господь (YHWH),
и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства
их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими.
И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете,
что Я Господь (YHWH), Бог ваш, изведший вас из-под ига
египетского". Итак, в период египетского рабства Господь
не был с Израилем, и действие Завета было
приостановлено46. В связи с этим заметим, что, согласно тексту Исх.
4:24—26, сыны Моисея не были обрезаны вплоть до того
пых, так сказать, царских городах Ax-йот, Нэ, Оне, Мэнфе да еще в своей
ниеегипетской области — Коше... Местные князья сохраняли местные храмы и
чтили в них своих местных богов...") Есть мнение, что был не один, а, по
крайней мере, два Исхода: первый — в XV или XIV в. до н. э. под водительством
Моисея, а второй — в XIII в. до н. э. под водительством Иисуса Навина.
I' Р. Хаггард в историческом романе "Луна Израиля" выдвинул предположение,
поддержанное египтологом Г. Масперо, согласно которому Исход произошел при
фараоне XIX династии Аменмесесе (начало XII в. до н. э.). Впрочем, эти точки
•рения отвергаются абсолютным большинством исследователей.
Ряд ученых не исключают также возможности того, что не все
племена (колена) Израиля переселились в свое время в Египет, но часть их оста-
нась в Центральном Ханаане; и что именно этим фактом объясняется связь
имшедших из Египта племен с Палестиной.
45 Точно определить начало царствования Рамсеса II невозможно, ибо
• уществует неопределенность относительно даты его вступления на престол
приблизительно в 14 лет. По одной из хронологий, начало царствования
Рамсеса II датируется 1304 г. до н.э., по другой — 1279 г. до н.э. Мы остано-
иились на дате ок. 1290 г. до н.э.
46 Ср. также Исх. 2:23—25, 3:7—10.