Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
306
Глава VI. Числа
Раздел 5
Тридцать восемь лет в оазисе Кадес-Варни
В двадцатый день второго месяца второго года
после выхода из Египта израильтяне поднимаются
станом от Синая (Числа 10:11) и продвигаются к
пустыне Фаран (Паран), к оазису Кадес (полное
наименование — Кадес-Варни [Кадеш-Барнеа]), крупнейшему на
севере Синайского полуострова и непосредственно
примыкающему к южной границе Палестины (см. Числа 13:3,
26[27], 20:1, 32:8, 33:36; см. также Втор. 1:19, Суд. 11:16—
17; ср. Быт. 14:6—7). Кадес, по-видимому, может быть
идентифицирован с совр. оазисом Айн эль-Кудейрат,
расположенным в 240 км от Дельты Нила55. Здесь имеются
не пересыхающий летом источник и обширное пастбище.
Кадес лежал на пересечении двух основных путей в
пустыне: один вел из Египта в Эдом и Араву ("Путь Шур"), а
другой — из Эйлата в Центральный Негев, в Арад и
Хеврон. Израиль двигался вдоль Эйлатского (Акабского)
залива и преодолел расстояние от Хорива до Кадеса-Варни
за одиннадцать дней (Втор. 1:2)56.
В Кадесе-Варни Израиль пробыл тридцать восемь лет
(см. Втор. 2:14). Одним из наиболее значительных
событий этого периода является посылка Моисеем из Кадеса
двенадцати соглядатаев высмотреть землю Ханаанскую —
по одному из каждого колена57. "И поднялись они, и выс-
55 См.: RothenbergB. God's Wilderness. Nashville, 1962. P. 46, 55, 117—
170.
56 В ходе археологических раскопок предметы материальной культуры
времени Исхода пока не обнаружены. Впрочем, это, в частности, может
объясняться тем, что раскопки носили весьма ограниченный характер. (См.,
например: Cohen R. Did I Excavate Kadesh-Barnea? // Biblical Archaeology Review,
May/June 1981. P. 20—33.)
57 Анализ истории с соглядатаями можно найти, например, в работе:
Vaux R., de. The Early History of Israel. P. 523—526.