Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
394
Глава VII. Второзаконие
до сего дня" (34:4—5)199. Теологи усматривают в этом
провиденциальную цель — дабы место погребения Моисея не
стало впоследствии объектом суеверного почитания и дабы
не обращались к его останкам с молитвами, ибо это
вступило бы в противоречие с доктриной абсолютного
монотеизма, отрицающего культ почивших (ср. разд. 4 наст. гл.).
И был Моисей "царем (^а) Израиля, когда
собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми" (33:5).
"И не было более у Израиля пророка (юза) такого, как
Моисей, которого Господь знал Лицем к лицу, по всем
знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в
стране египетской над фараоном и над всеми рабами его и
над всею землею его, и по руке сильной и по великим
чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего
Израиля" (34:10—12).
В заключение отметим, что, согласно талмудической
традиции (трактат Бава Батра, 15а), последняя, 34-я,
глава Второзакония была написана Иисусом Навином.
Литература
Carmichael СМ. The Laws of Deuteronomy. Ithaca, N.Y.,
1974.
Cazelles H. Le Deuteronome. P., 1966.
Cholewinski A. Heiligkeitsgesetz und Deuteronomium: Eine
vergleichende Studie. Roma, 1976.
Christensen D.L. Deuteronomy. Vol. 1 (chap. 1—11), vol.
2 (chap. 12—34). — The World Biblical Commentary 5.
Dallas, 1992.
Clements R.E. God's Chosen People. L., 1968.
199 Некоторые исследователи, основываясь на ряде пассажей из книги
пророка Осии и прежде всего стихах 12:13—14, высказывают
предположение, согласно которому Моисей был убит во время возмущения на стоянке
Израиля в Кадесе-Варни [Кадеш-Барнеа] (ср. Числа, гл. 16—20). Однако эти
интерпретации представляются крайне субъективными, а вывод — чисто
умозрительным.