Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
245
Раздел 3
Нечистые животные и пищевые запреты.
Нечистота, связанная с половой жизнью
1
Дабы быть святым народом, избранным Святым
Господом, Израилю следует отделиться и
предохраниться от всякого рода нечистоты (пк&и),
прежде всего: 1) от употребления в пищу нечистых животных
(Лев,, гл. 11); 2) от нечистоты, связанной с половой
жизнью (Лев.у гл. 12, 15); 3) от нечистоты проказы (Лев., гл.
13—14).
В 11-й гл. книги Левита и 14-й гл. книги
Второзакония выявляется разница между чистыми и нечистыми жи-
иотными, рыбами, птицами и пресмыкающимися49. [О
разделении животных на чистых и нечистых (гтлип лплзл и
•.тго к1? чиж пвлзп) говорится в 7-й главе кн. Бытия в связи
г Потопом и Ноевым ковчегом.] Эти установления наряду
г положениями, зафиксированными в Исх. 23:31, 34:25—
>6, Лев. 17:10—15, 19:26, Втор. 16:16, 12:23—25, 14:3—
}1, 15:23, 23:1, легли в основу иудаистских правил кашру-
ша50, связанных с пищевыми дозволениями и запретами. Так,
49 Согласно Тациту ("Истории", V, 5), иудейские законы о чистой и
нечистой пище способствовали отделению евреев от других народов. (Ср.
Сатиру XIV, 96 Ювенала [по поводу невкушения евреями свинины].)
50 Кашрут (лтирэ, производное от "ПУЗ [катер — "подходящий", "при-
тдный"]) — дозволенность, или пригодность, с точки зрения Галахи. Поня-
i не кашрут относится к широкому кругу юридических и ритуальных проблем,
it том числе касающихся правомочности свидетелей, права того или иного лица
исполнять определенные обряды и функции, ритуальной пригодности
предметов культа (свиток Торы, тефиллин [филактерии], мезуза, цицит, микве),
i кани, посуды и т. д. В обиходе термин кашрут обычно употребляется в свя-
»и с вопросами о пригодности пищи к употреблению.
Применительно к человеку термин кашер может означать
"порядочный".